Успешная форма взаимодействия: эксперт оценил отчеты Правительства Якутии перед населением

В Якутии завершились выездные отчеты правительства республики об итогах работы в 2023 году. Узнать об исполнении президентских нацпроектов и других государственных программ, а также внести свои предложения в план мероприятий на будущее только в очном режиме смогли более 26 тысяч человек. Как подобная практика открытости влияет на работу государственных органов власти, Ленский клуб обсудил с экспертом, членом РАСО (Российской Ассоциации по связям с общественностью) Константином Комковым.

Серия ежегодных отчетов правительства республики перед населением стартовала в начале февраля. За месяц руководители высшего исполнительного органа власти посетили все муниципальные образования региона и 420 городских и сельских населенных пункта, что составляет две трети всех административно-территориальных единиц в Якутии. Практика встреч представителей администрации региона с жителями муниципалитетов зародилась в 1999 году. Она помогает властям вести открытый и прямой диалог с населением, информировать его планах о правительства и получать «обратную связь» от жителей по вопросам развития их территорий, законодательным изменениям, социальной поддержке.

Не стали исключением и отчеты правительства в этом году. Например, на встрече зампредов и министров с населением с. Табага ставились вопросы о строительстве Ленского моста и инфраструктуре вокруг его технологической площадки. Жители Горного района задавали вопросы об улучшении качества медицинской инфраструктуры: в этом году для местной ЦРБ было закуплено новейшее медицинское оборудование и автотранспорт. В Илбинге Верхневилюйского района людей больше волновал ремонт дорог и строительство водоочистительных сооружений. Ключевым элементом отчетов республиканского правительства стало исполнение президентских нацпроектов и программ приоритетного развития Дальневосточного федерального округа – именно они являются фундаментом инфраструктурного и социально-экономического развития Якутии. Все озвученные жителями предложения вносились в протоколы встреч, которые в дальнейшем будут учитываться при формировании муниципальных и республиканских программ.

Как подчеркивает эксперт, о необходимости налаживания обратной связи власти и населения во всех регионах неоднократно говорил Президент России. Причем такая задача касается не только жителей крупных городов, но и малых населённых пунктов.

«Использование такой системы вполне оправдано: обычно перед такими мероприятиями проводится подготовка на основе разнообразных мониторингов проблемных точек и ситуаций в районах. Тем самым удаётся на ходу отшлифовать управленческие решения, как раз с участием населения и избирателей. Форма крайне успешная, особенно при хорошем сочетании онлайн встреч и подобных выездов с прямым общением даёт качественные эффекты для развития региона и муниципалитетов», — считает Константин Комков.

По словам эксперта, проведение отчетов имеют большую практическую пользу, так как «позволяет решать важнейшие задачи напрямую». «Даже ремонт школ – это должно быть на контроле государственных органов и общественности. Президент про это говорит уже несколько посланий подряд, что должна быть обратная связь и власти сами должны соучаствовать», — заявил эксперт.

Тренд на открытость государственной власти, которому следуют в республике, влияет и на практику инициативного бюджетирования – возможность жителей влиять на реализацию проектов, финансируемых из казны. По оценке Минфина России, Якутия входит в список регионов, где наилучшим образом удалось реализовать эту практику. С 2023 года действует пилотная программа школьного инициативного бюджетирования, в 2024 году количество выделенных на ее исполнение средств увеличено вдвое – ввиду успешности практики.

«Инициативное бюджетирование – это позитивный опыт для всей страны. Мы сейчас видим пример формирования комфортной городской среды, о которой в недавнем послании упомянул Президент, о развитии малых городов и исторических поселений. «Инициативное бюджетирование», «народный бюджет» позволяют исключить неэффективное для населения его использование. Считаю, что «бюджет инициирования», говоря со стороны своего опыта работы в законодательной власти и экспертном сообществе, является очень перспективным направлением. Этот комплексный блок нужно, на мой взгляд, проработать законодательно, сделать типовое положение для всех субъектов с едиными требованиями», — подытожил Константин Комков.