Снижение смертности и повышение продолжительности жизни: зачем Якутии инфекционная больница

Рост продолжительности жизни в Якутии напрямую связан с увеличением доступности и качества медпомощи в республики. За шесть последних лет помимо восьми десятков амбулаторий и ФАПов здесь построили три крупных лечебных учреждения высшего звена – перинатальный, кардиососудистый и онкологический центры. Заключительным объектом этой системы должна стать республиканская инфекционная больница. О значимости третичного уровня здравоохранения Ленский клуб побеседовал с кандидатом медицинских наук, заведующей отделением Функциональной диагностики государственной клинической больницы им. Мухина Департамента здравоохранения Москвы Марией Лопухиной

По итогам 2023 года ожидаемая продолжительность жизни в Якутии впервые в истории превысила среднероссийскую — 73,67 лет. Власти республики ставят амбициозную задачу — достичь к 2030 году показателя 80 и больше лет. Эксперты утверждают: за этим ним стоит серьезная работа республиканских властей, которые активно реализуют президентский нацпроект «Здравоохранение».

В 2021 г. главой Якутии Айсеном Николаевым было объявлено начало Десятилетия здоровья. Ключевыми направлениями работы в подписанном им указе утверждались укрепление общественного здоровья и развитие системы здравоохранения. Еще тремя годами ранее благодаря национальному проекту в республике открылся перинатальный центр – первое медицинское учреждение высшего, третьего звена. Его деятельность обеспечила снижение детской смертности на 18%.

Уже на следующий год после подписания указа при поддержке федеральных властей завершилось строительство кардиососудистого центра. Его совместная работа с первичным звеном здравоохранения позволила снизить смертность от проблем сердечно-сосудистой системы на 9,7%. В январе в систему высокотехнологичной медпомощи был включен республиканский онкологический центр. Его деятельность закрепит положительную демографическую динамику, достигнутую благодаря программе онкоскрининга – в прошлом году с ее помощью смертность от рака снизилась на 4,8%.

«Медицинские учреждения третьего уровня – это лечебно-диагностическая помощь с применением высокотехнологичных методов исследования и лечения именно в стационарных условиях. Конечно, в регионах, особенно Крайнего Севера, такие учреждения играют очень важную роль. С их появлением затраты на транспортировку пациентов, на изучение динамики болезни и привлечения высококвалифицированных специалистов сокращаются. Однако существует дефицит кадров. Власти на федеральном и республиканском уровне обращают на это внимание и предпринимают усилия, чтобы привлечь специалистов. Для этого необходимо создавать особые условия», – объясняет Мария Лопухина.

На теме кадровой обеспеченности во время открытия онкоцентра Президент остановился отдельно. На вопрос главы государства о том, как в учреждении собираются обслуживать дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, главврач учреждения отметила: «У нас подготовленные специалисты, выделены штаты для технического центра, есть свои собственные медицинские инженеры. И ещё у нас заключены, будут заключаться ещё договоры на обслуживание медицинской техники».

Стоит отметить, что подготовка специалистов для учреждения велась одновременно со строительством нового онкоцентра. С 2019 г. по региональной программе обучение в ведущих образовательных программах прошли 27 онкологов-ординаторов, 32 человека – завершили первичную переподготовку, 14 – сертификационную, а 96 – окончили курсы повышения квалификации.

Завершит формирование медицинской системы третьего уровня в Якутии новая инфекционная больница, планы по строительству которой власти республики прорабатывают уже несколько лет.

Уже подготовлена проектно-сметная документация, по плану стационар рассчитан на 245 коек. В конце 2022 года строительство объекта получило поддержку Совете Федерации. В постановлении верхней палаты российского парламента содержится рекомендация Правительству России рассмотреть финансирование объекта из федерального бюджета. Однако пока в Федеральную адресную инвестиционную программу, рассчитанную на 2023-2025 г., он не вошел.

На встрече с Президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 14 марта, Айсен Николаев поставил вопрос о строительстве инфекционной больницы в числе актуальных. Глава государства со своей стороны обещал поручить Правительству проработать этот вопрос.

«Пандемия коронавируса дала нам понять, что организовывать госпитали, специализирующиеся на инфекционных заболеваниях, мы можем на достаточно высоком уровне оказания медицинской помощи, – говорит эксперт. – Интерес у федеральных властей вкладываться в создание инфраструктуры присутствует: чем больше привлекать специалистов туда, тем кратно лучше там становится ситуация».

Эксперт отмечает, что в постковидное время функции инфекционных стационаров трансформировались. По ее словам, некоторые из них до сих пор работают в режиме повышенной готовности и принимают пациентов с Covid-19 и похожими инфекциями. Другие работают штатно, однако в любой момент готовы развернуть дополнительные койки.

«Мы вообще живём в мире развития инфекционных процессов. Они сейчас приобретают новый вид, широкую распространённость и тяжесть заболеваний. Больница ведь не только рассчитана на серьёзные случаи пандемии редких и опасных заболеваний, но и на сезонные. А в условиях постоянно действующего стационара она будет ещё и достаточно эффективна», – считает собеседница Ленского клуба.

Мария Лопухина подчеркивает, что появление инфекционной больницы также положительно скажется на показателях демографии и продолжительности жизни и поспособствует сокращению количества летальных исходов течения болезни. «Инфекционные заболевания всё-таки достаточно специфические. Covid-19 нам это ярко продемонстрировал. Зачастую тяжёлые пациенты не подвергались транспортировке. Поэтому такой объект в Якутии, конечно, необходим», – заключила кандидат медицинских наук.