Новейшую политику и экономику Президент поручит «новейшим людям»?…

Президент РФ Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам. Большая часть мероприятия оказалась закрытой. В открытой части были кратко подведены итоги 2023 года (объективно весьма позитивные), а также, как и в послании к Федеральному Собранию, кратко, обозначены планы будущей работы

Особое внимание мы бы обратили на две следующие фразы:

«В предстоящие годы — с учётом вызовов, которые стоят перед российской, да и перед всей глобальной экономикой, — нам нужна именно проактивная, стимулирующая политика, которая позволит на новом уровне раскрыть индустриальный, аграрный, транспортный, высокотехнологичный потенциал России и создавать, модернизировать производства с современными, хорошо оплачиваемыми рабочими местами во всех субъектах Федерации.

…В целом, как сказал на Петербургском [международном экономическом] форуме, развитие экономики предложения – это наша важнейшая задача. Конкретные шаги и механизмы такой политики мы обсудим на ближайшем Совете по стратегическому развитию и национальным проектам».

 

http://www.kremlin.ru/events/president/news/71783

 

Совет по стратегическому развитию и национальным проектам — совещательный орган при главе государства, созданный для координации деятельности федеральных и региональных органов власти, общественных, научных и иных организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием страны и достижением ее национальных целей развития до 2030 года.

 

Повышение роли Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в деле достижения экономического прорыва эксперты «ЭкоГрада» напрямую связывают со стартом новейшего выбора приоритетов в части развития экономики страны, в целом, повышения роли административного ресурса в управлении экономикой.   Ставка на развитие экономики предложения: «…развитие экономики предложения – это наша важнейшая задач».

 

Президент Путин кратко, но ясно определил: «…предложение российских производителей отстаёт от спроса».

 

Также Владимир Владимирович фактически подверг сомнению «монетаристские методы управления экономикой», заявив, что в экономике страны обозначился дефицит оборотных средств, необходимых для развития, при этом он сослался на обсуждением выбранных приоритетов с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной, иначе говоря, прежний тезис монетаристов о чрезмерной закредитованности предприятий и населения канул в лету: «…1 июля годовой прирост рублёвых корпоративных кредитов превысил 21 процент, а кредитов физическим лицам – 16,7 процента. Такие объёмы кредитования говорят о растущих потребностях бизнеса в сырье, материалах, оборудовании. Кроме того, увеличивается и спрос граждан на конечную продукцию, а значит, в ближайшие кварталы должны сохраниться высокие темпы роста экономики и бюджетных доходов государства. Вместе с тем мы хорошо знаем, видим и основные риски для социально-экономического развития. Недавно разговаривали с Председателем Центрального банка [Эльвирой Набиуллиной] – разделяю эти позиции».    

 

Эксперты «ЭкоГрада» в сигналах от Президента усматривают его готовность удовлетворить общественный запрос на появление во власти новых людей и качественно новых векторов взаимоотношений в «вертикали власти». В связи с инновацией журнал «ЭкоГрад» публикует ранее подготовленные, но пока не обнародованные реплики экспертов Журнала – реакцию на «послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию»…

 

Антон Хлынов: «Стоило бы отдельно прокомментировать и ту часть послания Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию, которая касается лесов и достатка работников охраны природы и лесного хозяйства.

Президент сказал следующее:

«Начиная с 2021 года, в России восстанавливается лесов больше, чем вырубается. Я хочу поблагодарить за этот результат волонтеров, школьников, студентов, всех граждан, которые высаживали деревья, участвовали в экологических акциях. И, конечно, представителей бизнеса за поддержку таких проектов. Мы обязательно продолжим восстановление лесов, парков, садов, в том числе, вокруг агломераций и промышленных центров.
Ну и отдельным решением предлагаю повысить зарплаты специалистов, которые трудятся в лесном хозяйстве, в сфере метеорологии, охраны окружающей среды, то есть, занимаются важнейшими вопросами экологического благополучия. Ну, надо честно сказать, что здесь у людей вопросы, которые они решают, очень важные, а доходы у них очень скромные».

Действительно, темпы лесовосстановления в нашей стране за последние годы несколько выросли. Однако до сих пор остаются вопросы с его качеством, а главное — с дальнейшим уходом за высаженными саженцами. Ведь для того, чтобы из этих саженцев вырос сообразный им лес относительно быстро, а труд лесоводов, которые занимаются лесопосадками, не был напрасным (как не были бы напрасными и труды волонтёров, и затраты государства и бизнеса на лесопосадки), необходимо совершать уходы за этими саженцами, за молодняками.

Говоря же о компенсациях как леса, так и иных зелёных насаждений — тех самых «садов и парков», стоит различать одного от другого.

 

Лес и парк, а тем более — сад, далеко не одно и то же с точки зрения своих экологических качеств и характера средоформирующих и средозащитных функций. Да и сами леса не одинаковы по этим качествам. Есть старовозрастные леса, в которые человек не вмешивался сотни лет, а есть молодые леса, в т.ч. на зарастающих сельскохозяйственных угодьях, которым нет и пятидесяти лет. А высаженные саженцы на бывших вырубках, или на пустырях, до определённого времени, пока не будут в своей совокупности представлять сомкнутый полог лесных насаждений, пока не начнут плодоносить, пока под этим пологом не начнёт формироваться подлесок (лесная среда) вообще лесом назвать трудно. Старовозрастные леса по своим экологическим, по своим климаторегулирующим функциям (известно, что леса выполняют функцию так называемого биотического насоса, который затягивает вглубь суши с больших водных пространств и удерживает влагу, тем самым обеспечивая сбалансированный климат) многократно превышают эффективность более молодых лесов, а тем более — только заложенного лесопосадками леса.
Сады и парки — это главным образом в городах. И эти объекты более влияют на микроклимат внутри поселения, города, а также на эстетику территории, являются местами прогулок. Их экологические качества сравнительно не велики по отношению к полноценным лесам, которые в виде охраняемых территорий могут присутствовать и в черте города (городские леса). При этом городские леса — не парки.

 

Кстати, самый большой городской лес в мире расположен в черте Московского мегаполиса — это национальный парк «Лосиный остров» как особо охраняемая природная территория федерального значения, играющий чрезвычайно важную роль в обеспечении экологического благополучия столичного региона.

 

В этой связи стоило бы расставить приоритеты: прежде всего нам необходимо сохранять полноценные леса, беречь их от расточительных промышленных рубок и от застройки, всегда выбирать наиболее щадящие и рациональные способы освоения территорий и лесозаготовок. И здесь не столь важен фактор «чёрных лесорубов», сколько сама государственная политика в сфере лесного хозяйства и в сфере территориальной охраны природы.

 

Отдельно стоит задача, наряду с сохранением лесов — восстановление на значительной площади (сотни тысяч гектар) характерных для той или иной природной зоны устойчивых (коренных) лесных сообществ, в т.ч. и в европейской части России, включая и часть ныне зарастающих сельскохозяйственных угодий.

 

В пределах крупных городских агломераций необходимо больше уделять внимание вопросам экологической безопасности, обеспечивая её за счёт сохранения и развития экологического каркаса территорий. Этот экологический каркас должны составлять экосистемы разного типа — как лесные, так и водные, и луговые, а где-то и степные, и даже болотные.

 

Особо стоит отметить и фактор экологической уязвимости отдельных биоценозов при тех или иных фоновых природных условиях и характере антропогенной нагрузки. В зонах, мало обеспеченных влагой при уничтожении естественного растительного покрова в виду разработки полезных ископаемых без должной последующей рекультивации, вырубки лесных насаждений, в т.ч. выполняющих роль защитных, высок риск развития процессов опустынивания. И если, например, где-нибудь в зоне широколиственных или хвойно-широколиственных лесов, в зоне тайги, лес через какое-то время сам успешно вырастет на тех же вырубках (что, впрочем, не исключает необходимости его восстановления с надлежащим уходом), то в засушливых зонах к вопросам лесопосадок с дальнейшим уходом за формирующимся лесом или лесополосой (поддержкой процесса лесовосстановления – авт.), к вопросам рекультивации нарушенных земель, необходимо относиться с особой внимательностью, даже несмотря на то, что лесов в таких местах мало и они не выполняет глобальную климаторегулирующую функцию. Тем не менее, экологические, средозащитные качества таких лесов и насаждений чрезвычайно важны в зональном и региональном масштабах, от этих качеств зависит и водообеспеченности, и устойчивость сельского хозяйства.

Кстати, в прошлом году исполнилось 180 лет с начала отечественного степного лесоразведения. Это начало положил в 1843 году известный российский лесовод Виктор Егорович фон Графф, заложив лес, который ныне именуется Великоанадольским и расположен на освобождённой территории Донбасса. Что-то пропустили это знаменательное событие наши лесные чиновники и широкая лесная общественность. Но лучше поздно, чем никогда, и стоило бы в этом году уделить публичное внимание уже состоявшемуся юбилею этого стоического леса в степи.

 

Таким образом, лесовосстановление — это более комплексная тема, нежели просто посадить лес в общем волонтёрском порыве, или даже в рутинном производственном процессе. Лес надо вырастить, или, по крайней мере — создать условия для его устойчивого роста (восстановления) и сохранения. И не менее насущной для государства и общества является задача сбережения того исконного природного богатства, которое дала нам сама природа, а предки наши заповедали сберечь — сбережение старых, устойчивых и жизнеспособных, практически заповедных, но доселе не везде заповеднанных современниками лесов.

 

А давая оценки успехам лесной отрасли в части лесовосстановления стоит понимать и то обстоятельство, что при благоприятных условиях должные экологический и климатический эффекты, сопоставимые с тем лесом, который был вырублен или уничтожен пожарами, высаженный лес даст не ранее чем через 50 — 70 лет, а идентичные эффекты — не ранее чем через 150 — 200 лет. Поэтому нынешние темпы вырубки лесов и их гибели по разным причинам (пожары, ветровалы, вредители) значительно опережают эффекты лесовосстановления.
Теперь о планируемом повышении заработных плат сотрудников лесного хозяйства и охраны природы.

Здесь важно, всё-таки, уточнить о какой именно социальной группе идёт речь.

 

Руководящий состав лесных ведомств как федерального, так и регионального уровней, различного рода подведомственных этим структурам предприятий получают в целом (и в среднем) весьма неплохую зарплату: её размеры находятся в диапазоне примерно 150 — 600 тыс. рублей в месяц. Проживают соответствующие руководители, как и их подчинённые сотрудники (работающие в ведомствах и учреждениях), в основном в городах — в Москве и в региональных столицах. Врядли в сложившихся условиях заработная плата указанных лиц нуждается в какой-либо значительной индексации.

А вот сотрудники лесного хозяйства, государственные инспекторы по охране окружающей среды региональных ведомств, государственные инспекторы федеральных заповедников и национальных парков, региональных ООПТ, работающие непосредственно на контролируемых территориях (землях) получают, действительно, довольно низкую заработную плату. В среднем ежемесячная зарплата таких сотрудников составляет около 30 тыс. руб. Люди эти проживают, в основном, в сельской местности. При этом средняя по стране заработная плата сельского жителя составляет около 47 тыс. руб.

 

Получается, что работники лесного хозяйства — лесничие, работники заповедников и национальных парков получают примерно на 30% меньше, чем «среднестатистический» сельский житель. Разница приличная.

Таким образом, конечно же, задача проиндексировать в большую сторону заработные платы лесничих и государственных инспекторов природоохранной сферы весьма актуальна.
Однако нам хорошо известно, как часто подходят к решению проблемы индексации зарплат бюджетников наши чиновники. Во-первых, имеются установки и тенденции к сокращению штатов бюджетных учреждений. Во-вторых, сами индексации, как правило, очень невелики и находятся в пределах 5%.

Вместе с тем, лесная и природоохранная сферы нуждаются в людях, и вопреки тенденциям к сокращению штатов (пусть даже и в целях повышения зарплат – авт.) — т.н. оптимизаций, необходимо увеличивать число сотрудников в этих сферах. Та же лесная отрасль испытывает дефицит порядка 20 тыс. лесничих только по утверждённым штатам. В действительности, для более эффективной охраны наших лесов количество сотрудников лесной сферы «на земле» нуждается примерно в трёхкратном увеличении штатов. То же примерно касается и сферы особо охраняемых природных территорий (в некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, актуальна задача создания специальных учреждений — дирекций по управлению региональными ООПТ).

Да, в настоящее время в помощь лесному контролю и контролю за ООПТ могут быть применены современные технологии, связанные с беспилотными системами, видеонаблюдением, использованием данных дистанционного зондирования Земли. Но, во-первых, эти технологии не могут полностью заменить человека и имеют ряд технических ограничений в их применении, для их использования всё равно требуется значительный штат квалифицированных сотрудников. Во-вторых, массовое внедрение дистанционных технологий требует определённого времени, связанного как с производством соответствующих технических средств, так и с адаптацией к их применению соответствующих отраслей. А это минимум несколько лет, а то и более десятка лет. Те же лесные пожары ждать не будут.

 

Поэтому если соответствующий посыл Президента наши чиновники решат исполнить за счёт «оптимизации» штатов  лесничих и сотрудников природоохранной сферы в сторону сокращения (под тем же предлогом внедрения «наилучших доступных технологий» — авт.) и проиндексировать на те же 2 — 5% их заработные платы, то это, скорее, приведёт не к положительному, а к отрицательному эффекту в соответствующих отраслях, несмотря на формальное исполнение президентского посыла.

Для достижения должного эффекта существующие штаты работников лесного хозяйства и охраны природы, работающие «на земле», должны быть увеличены минимум в два раза, а их заработные платы проиндексированы в размере 50-70% таким образом, чтобы среднемесячная оплата труда этих работников составила не менее 50 тыс. рублей. Хотя, конечно же, по-хорошему, достойная заработная плата этих сотрудников должна быть не менее 70 тыс. рублей в месяц и сочетаться с различного рода льготами (например, возможность бесплатного проезда к месту проведения отпуска для сотрудников и членов их семей и т.п. – авт.), социальными гарантиями.

 

 

Владимир Морозов: «Менять придётся всю систему управления, иначе новым элитам не быть»

 

Многие ТГ каналы активно обсуждают прямо-таки революционную фразу Президента из его недавнего Послания Федеральному собранию, где было чётко сформулировано, что элита – это не те, кто набили карманы в девяностые, а те, кто служат России, прежде всего сегодня в зоне СВО.

Встаёт закономерный вопрос: что дальше? Нужно ведь сделать какие-то вполне определённые шаги, чтобы обеспечить смену элит. За революционными по своей сути речами должны последовать не менее революционные действия. В противном случае нынешние компрадорские элиты, которые вовсе не собираются сдавать свои позиции, легко превратят исполнение всех последующих поручений Президента в фарс, как это случилось с Майскими (2012) Указами, национальными проектами (2018), программой импортозамещения (2014-2020) и другими важными для восстановления реального суверенитета страны поручениями.

В лучшем случае начнётся новая программа подготовки кадров, аналогичная, по сути, действующей «Лидеры России», где наставники через одного — как раз те самые «товарищи, набившие карманы на приватизации в 90-е или чуть позже». Чему могут научить такие наставники, очевидно. А те немногие, патриотично настроенные новые кадры, которые пройдут отбор и будут интегрированы в действующую систему управления, будут ей спокойно «съедены» и отторгнуты как не вписавшиеся.

Чтобы достичь конкретного положительного результата нужны нетривиальные действия — смена всей системы управления страной, которая была выстроена Чубайсом-Немцовым под новые элиты, под решение новых для того времени задач. Задач по налаживанию системы управления, отвечающей требованиям Вашингтонского консенсуса для стран Периферии по внешнему контуру и по внутреннему контуру — канализации всех бюджетных потоков через олигархические структуры для обогащения этих новых элит.

Сегодня ставятся задачи диаметрально противоположные. Стало быть, и смена элит лежит через новую структуру государственного управления. Тот самый случай, когда смена формы обеспечит смену кадров, а значит и содержания.

И не стоит прикрываться фразой «Россия свой лимит на революции исчерпала». Это всё либеральные происки как раз нынешних компрадорских элит. В 1987-1993 годах про это как-то никто из них не вспоминал. Да и революции бывают разные. Революция сверху, как показывает опыт тех самых 1987-93 годов, может быть относительно бескровная. Главное — действовать, а не плыть по течению».

 

Максим Шингаркин:  «Абрамченко прогуляла природоведение»…