Александр Веселов: О «Мусорных директивах» и «Силовой» экологии в России

О «Мусорных директивах» и «Силовой» экологии в России. или как правоохранительные органы страны участвуют в обеспечении экологической безопасности. Приглашение к дискуссии

Если исходить из того, что все военные конфликты в мире происходят из-за природных ресурсов и влияния катастрофически ухудшающейся окружающей среды на экономику, то экологическая безопасность по сути является проблемой №1 для всего человечества.

Эту проблему пытается решить и российская государственность, но отсутствие координации надзорных органов резко снижает реализацию консолидированной экологической политики . Еще в 2000 году мне пришлось организовывать и проводить в Москве обучающие семинары по экологическому законодательству для руководителей природоохранных служб воинских частей Минобороны РФ и взаимодействовать с тогдашним начальником экологической службы Вооруженных сил России генерал-лейтенантом А. Юнаком, а также принимать участие в подготовке и проведении парламентских слушаний Государственной Думы РФ по вопросу эффективности работы экологической милиции в стране. В этот же год Союз экологов РБ провел первый тематический круглый стол в Уфе по вопросам правоприменения с участием надзорных природоохранных органов. МВД по РБ, прокуратуры РБ и Верховного Суда РБ, и именно по нашей инициативе в Башкирском государственном университете в начале 2000-х годов набраны первые две группы студентов по специализации «экологическое право», поскольку нам стало понятно, что сотрудники правоохранительных органов слабо владеют очень сложным, объемным и противоречивым природоохранным законодательством.

Более чем 20-летний опыт нашей последующей практической работы по взаимодействию с органами прокуратуры, министерством внутренних дел, судами и иными правоохранительными органами , позволяет сегодня сделать вывод о недостаточном уровне взаимодействия этих органов с профессионалами-экологами из государственных органов и общественных организаций. Все эти годы мы не раз поднимали вопросы совершенствования работы правоохранительной системы в сфере природопользования и экологии. К примеру, в феврале 2022 года мы получили положительный ответ из Генеральной прокуратуры РФ на наши очередные предложения по выведению природоохранных прокуроров из подчинения прокурорам субъектов федерации и их объединения в бассейновые межрегиональные природоохранные прокуратуры (сейчас в России таковых уже 3), по созданию Главного управления природоохранной прокуратуры в составе центрального аппарата Генеральной прокуратуры.

 

Пока же в большинстве регионов России слабо реализуется приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”, в частности формально работают либо прекратили свою работу межведомственные рабочие группы по вопросам природопользования и экологической безопасности. В настоящее время в связи с остротой экологических проблем актуализирован вопрос о воссоздании «экологической» полиции, подразделения которой (милиции) в 2000-х года успешно действовали в Москве и Московской области, Татарстане , Удмуртии в режиме проведения экспериментов. Современная редакция ФЗ «О полиции» , увы, не содержит понятия «экологическая безопасность», но ст. 154 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепляет за органами внутренних дел право возбуждения и расследования уголовных дел по 12 «природным» статьям УК РФ, включая загрязнение вод, земель, атмосферного воздуха и т.д. При этом подавляющее число доведенных до суда уголовных дел все же составляют нарушения правил охоты, рыболовства и лесонарушения, а расследованием занимаются подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Кстати, на днях региональные власти города Санкт-Петербург объявили о создании при местном природоохранном органе «экологической милиции», что является при всей оригинальности этого шага в какой-то мере пиар-акцией, но она подтверждает общественный запрос на реформирование правоохранительных органов под актуальные задачи обеспечения экологической безопасности. Для сравнения, в некоторых развитых странах существуют обособленные подразделения экологической полиции, а в Германии широко применяется поощрение деятельности «мусорных детективов» -представителей общественности. Необходимо также отметить, что за последние годы почти исчезла практика составления органами внутренних дел протоколов по статьям 8.22 и 8.23 Кодекса об административных правонарушений РФ, устанавливающих ответственность за эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов содержания вредных веществ в выбросах и уровня шума.

Анализ судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, к сожалению, показывает довольно низкий уровень подготовки судей всех уровней по категории дел, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды и, как следствие этого, различное (иногда диаметрально противоположное) толкование судами отраслевых нормативных правовых актов. «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176) поставила соответствующие задачи и перед Федеральной службой безопасности, особенно по противодействию коррупции в сфере государственного надзора за природопользованием. Существует и такая точка зрения на эффективность работы правоохранительных органов в данной сфере общественных отношений: отсутствие сокращения преступности , якобы, доказывает ненужность проводимой работы.

 

При этом не учитывается, что в сфере экологии преступность является в основном латентной (скрытой) и при извечном конфликте природы и человека число зафиксированных экологических преступлений пока может только расти, но этот рост будет благотворно сказываться на торможении экологического кризиса. Вывод их всего вышеуказанного можно сделать один: состояние окружающей среды явно угрожает национальной безопасности России , ее населению, и правоохранительные органы должны перенаправить вектор своего внимания на природопользование и обеспечение экологической безопасности.

 

А.К. Веселов, председатель РОО «Союз экологов РБ». к.ю.н. 28 февраля 2022 г.