10 лет деятельности по оценке влияния регуляторики (ОРВ) на бизнес и экономику

С 2014 года Институт оценки регулирующего воздействия анализирует расходы бизнеса и бюджета на соблюдение и администрирование нормативных требований. По итогам оценки формулируются рекомендации о том, как сделать правовое регулирование эффективнее, чтобы добиться достижения целей бизнеса с минимальными издержками

Ежегодно Минэкономразвития анализирует работу регионов по проведению процедур оценки влияния региональных правовых актов на экономику.
В высшую группу рейтинга 2023 года Москва, а также Краснодарский и Хабаровский края, республики Чувашия, Коми, Башкирия, Новосибирская, Смоленская, Амурская, Тюменская, Саратовская, Свердловская, Липецкая, Белгородская, Ленинградская, Самарская, Ульяновская области и Ханты-Мансийский автономный округ

Мария Багреева: взаимодействие власти и бизнеса позволило повысить эффективность процедуры оценки нормативных правовых актов
Мария Багреева: Москва повысила эффективность процедуры оценки нормативных правовых актов
Перезапуск процедуры оценки нормативных правовых актов и активная работа с бизнесом и органами исполнительной власти города позволили вывести экспертизу на новый уровень и повысить ее эффективность. Об этом рассказала министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента экономической политики и развития Мария Багреева на первом заседании экспертного совета по оценке правового регулирования экономики столицы 2024 года.
«Нормативно-правовое регулирование является одним из важных направлений формирования благоприятной среды для ведения бизнеса, инновационной деятельности и инвестиций в городе. В прошлом году мы пересмотрели процедуру оценки регуляторного воздействия нормативных правовых актов в столице: расширили сферу ее применения, включили в экспертную работу бизнес и органы исполнительной власти Москвы, создали информационную инфраструктуру для взаимодействия с ними. В результате в 2023 году была проведена экспертная оценка 50 нормативных правовых актов из десяти отраслей экономики – это более чем в три раза превышает результат работы в 2022 году. При этом предельные сроки проведения оценки были сокращены в 2,5 раза, а фактические – в 3 раза», – отметила Мария Багреева.
Одним из важных шагов перезапуска системы стало активное участие в процедуре столичного бизнеса и органов исполнительной власти города: создан экспертный совет по оценке правового регулирования экономики с участием представителей деловых объединений Москвы, профильных департаментов и комитетов столицы, разработаны новые сервисы получения обратной связи, проведены обучающие мероприятия и публичные консультации с участием столичных предпринимателей и московских ведомств.
По словам Марии Багреевой, в 2023 году от бизнеса поступило более 200 предложений по корректировке правового регулирования – это в 2,5 раза больше, чем в 2022 году. Более 60 процентов поступивших предложений было учтено при проведении оценки нормативных правовых актов города. Кроме того, почти в три раза по сравнению с 2022 годом увеличилось число органов власти города, правовые акты которых прошли оценку регуляторного воздействия.
«Результаты проводимой экспертизы помогают упростить процесс взаимодействия бизнеса и органов власти, а также сократить издержки на соблюдение нормативных требований, поэтому в ее результатах заинтересованы все участники правового регулирования – и город, и предприниматели, и граждане. По нашим оценкам, экономический эффект для столичного бизнеса от оптимизации правового регулирования в Москве, проведенной по итогам работы в 2023 году, составит около 300 миллионов рублей ежегодно», – подчеркнула Мария Багреева.
Благодаря работе по совершенствованию процедур оценки по итогам 2023 года Москва впервые за последние несколько лет заняла место в группе лидеров рейтинга Минэкономразвития России, посвященного качеству проведения оценки в регионах.
«В прошедшем году оценку прошли несколько правовых актов в сфере поддержки предпринимателей. Все рекомендации Департамента экономической политики и развития нами учтены – приняты изменения, которые оптимизируют процессы и снимают ограничения. Так, например, благодаря снятию ограничения по количеству инновационных решений, которые участники вправе предложить для проведения пилотного тестирования, инноваторов заинтересует внедрение новых проектов и возможность их тестирования в большем количестве. Ранее инноватор мог протестировать не более пяти проектов», – рассказала исполняющий обязанности руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Кристина Кострома.
Также высоко оценил экономический эффект от предложенных изменений Департамент строительства.
«Итоги оценки показали, что отмена избыточных требований в сфере перемещения строительных отходов позволит строительной отрасли столицы экономить более 40 миллионов рублей ежегодно. В 2024 году нами инициировано проведение оценки двух действующих и двух разрабатываемых правовых актов. Ожидаем, что рекомендации по итогам их оценки позволят дальше оптимизировать процессы через корректировку правового регулирования», – рассказал руководитель Департамента строительства Рафик Загрутдинов.
Всего на 2024 год запланировано проведение оценки эффективности в отношении 84 правовых актов, затрагивающих 15 отраслей столичной экономики, в том числе сферы строительства, энергетики, транспорта, здравоохранения и образования

http://orv.gov.ru