Экономические эффекты Ленского моста: как проект улучшит жизнь якутян и инвестиционный климат

Строители завершают сооружение первой из четырех технологических площадок для строительства Ленского моста. Там расположится вахтовый городок. Сейчас специалисты заканчивают вынос инженерных сетей связи, электричества и газа. О значимости проекта для Якутии, и взаимосвязи экономики и системы логистики Ленский клуб побеседовал с заведующим лабораторией Института народохозяйственного прогнозирования (ИПН) РАН, кандидатом экономических наук Кириллом Янковым

Работа по подготовке к сооружению Ленского моста началась в конце января. Первые строительные бригады сконцентрировались на левом берегу со стороны села Старая Табага. На первом этапе задействованы исключительно местные компании, заключившие договоры с концессионером – группой «ВИС». Сооружение перехода через Лену осуществляется по поручению Президента Владимира Путина и должно быть завершено к 2028 году. Более трети бюджета проекта предполагается покрыть из федеральной казны.

« Федеральный центр играет при строительстве Ленского моста ключевую роль, поскольку без средств федерального бюджета его возвести невозможно. Со стороны Правительства России присутствует понимание важности этого объекта для развития Якутии и всего Дальнего Востока», – считает эксперт.

По мнению экономиста, переход даст первые положительные эффекты еще до сдачи его в эксплуатацию. В первую очередь, в регионе откроются дополнительные вакансии в отрасли: от инженеров и водителей до строителей и электриков. В связи с ростом поступлений от налога на прибыль профильных компаний появится больше возможностей у республиканских и муниципальных властей в реализации социальных программ. А после завершения работ свой вклад в экономику внесет развитие сопутствующей инфраструктуры – заправочных станций, станций техобслуживания, объектов торговли и услуг, которые неизбежно появятся вдоль нового логистического маршрута. Но ключевым все же станет рост транспортной доступности в республике.

«Социальная значимость проекта с точки зрения логистики имеет разные составляющие. Во-первых, это возможное относительное удешевление товаров. Во-вторых, сохранение мобильности населения вдоль реки Лена в период ледостава и ледохода. В-третьих, это круглогодичная доступность медицинской помощи, получения других социальных услуг на обеих берегах в районе Якутска», – отмечает академик.

Ленский мост объединит несколько районов республики круглогодичным сообщением с общероссийской дорожной сетью. Прогнозируется, что это существенно повлияет на стоимости товаров и услуг в регионе, уменьшаться и централизованные траты на «северный завоз».

«Строительство моста повысит инвестиционную привлекательность центральных районов. Якутск и имеющие с ним всесезонную автодорожную связь левобережные улусы получат круглогодичный выход к железной дороге и федеральной автодорожной сети, что повлечет надежность доставки сырья и отгрузки продукции. Правобережные улусы, расположенные вдоль федеральной автодороги А-360, получат надежный круглогодичный автомобильный доступ к аэропорту и городу Якутску. Таким образом, инвестиционная привлекательность этих районов станет выше», – добавляет Кирилл Янков.

Как отмечает собеседник Ленского клуба, новые логистические маршруты через Ленский мост приведут к снижению транспортных издержек на доставку товаров из правобережных улусов республики и других регионов страны. Более того, это повлияет и на стоимость продукции, поставляемой из стран Азии. «Рынок скоропортящихся пищевых товаров, требующих быстрой доставки, станет единым для обоих берегов Лены . Все это повлечет определенное снижение себестоимости отдельных потребительских товаров, однако насколько при этом изменятся цены – прогнозировать пока преждевременно», – подытожил эксперт.