Творческая пастораль в угледобыче или хранящие память об углекопах…

За долгую историю развития угледобычи мы знаем не мало творческих людей увековечивавших память о шахтерах и добыче угля

Авторская статья от писателя Василия Розанова, специально для журнала «ЭкоГрад»

 

Одним из ярких примеров отражения тяжелого труда шахтеров в своём творчестве может служить русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926). В 1880 году Виктор Михайлович все лето провел в деревне Ахтырке недалеко от Абрамцева, где работал над заказными картинами. Раз, гуляя, встретил девочку-подростка. В ситцевом дырявом сарафане шла она, погруженная в какие-то думы, одинокая, замкнутая… И столько тоскливой печали выражали ее глаза, что художник припомнил родную Вятку, где дети тоже знали тяготы жизни. Отцы уходили на заработки в далекие горы на шахты, где, проработав зиму (их так и называли зимогорами), возвращались домой, рассчитывая гроши, чтобы хватило на все –– на подати и на жизнь. Случалось, не возвращались, гибли в шахтах, оставляя детей сиротами. У Васнецова явилась мысль написать картину «Аленушка», и неясный еще образ девочки-сиротиночки стал обретать живые, волнующие черты…

 

Русский живописец-реалист, один из российских художников 19-20 вв., посвятивших свои произведения углекопам Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930) желая глубже ознакомиться с жизнью шахтеров, неоднократно посещал донецкие шахты. Увидев впервые примитивные шахты, убогие землянки, тяжелую и беспросветную жизнь донецких углекопов, он писал родным в 1890 г.: «С трудом себя удерживаю, чтобы не уехать… Тут надо веревки, а не нервы, а у меня гнилые нитки». Н.А. Касаткин нарисовал целую серию картин, посвященных углекопам Донбасса. Среди них картины «Шахтерка», «Лука-хромой», «Углекопы Смена», «Шахтер-тягальщик», «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и другие, которые хранятся в Третьяковской галерее.

 

Нельзя также оставить без внимания и зарубежных деятелей искусства. Нидерландский художник-постимпрессионист Ван Гог Винсент (1853-1890), чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века, тоже отражал в своих работах тяжелый шахтерский труд в своих творческих произведениях. В 1879 году, когда эпидемия тифа и лихорадки во множестве косила людей, углекопы Боринажа немало дивились молодому господину, который бесстрашно обходил зараженные лачуги, выхаживая больных и увечных. Этим человеком был Винсент Ван Гог. Исколесив пол Европы, он оказался в качестве миссионера на угольных копях. Двадцати семи лет от роду, несостоявшийся миссионер, учитель и картиноторговец начинает учиться рисунку с одержимостью, присущей ему во всем. В первых, еще неловких набросках он рисует тех, кто его приютил, их нищенские жилища, неприветливый край. Душевный переворот приносит ему радость обретения целого мира образов. «Нет ничего более художественного, чем любить людей» – эта заповедь станет сердцевиной творчества Винсента Ван Гога. Увиденное и пережитое неизбежно отражалось в творчестве художника. Картины Ван Гога того периода передают тяжесть жизни простых углекопов, они выполнены в мрачных тонах, нетипичных для его ярких картин более позднего периода.

 

Не мало талантливых людей прославляли своим творчеством угольную промышленность и в советское время. Взять к примеру, советского графика, народного художника РСФСР, действительного члена АХ СССР — Пономарева Николая Афанасьевича (1918-1997), для которого были характерны поэтическое восприятие природы и повседневной жизни людей труда, тонкость колорита, декоративная выразительность больших цветовых плоскостей. За произведения серии «Шахтёры Донбасса» (гуашь, уголь, карандаш, 1949—50) была получена государственная премия СССР, 1951. Художник награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью. В 80-е годы подарил городу Шахты около 100 графических работ.

 

Или вот например кемеровский скульптор, член Кемеровской общественной организации Союза художников России, «Заслуженный работник культуры РФ» — Треска Валерий Васильевич, автор многих значимых работ, посвященных труду шахтеров, среди которых рельеф «Горнякам Кузбасса» и серия медалей об истории Кемеровского рудника.

 

В современном мире также существует не мало творческих людей, которые так или иначе находят себя в искусстве благодаря угольной отрасли. Под впечатлением от того, что увидел на глубине угольных и соляных шахт, где работают донецкие шахтеры, современный китайский художник Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang) провел и презентацию выставки, и пресс-конференцию для журналистов и ценителей современного искусства. Он рассказал, что 27 шахтеров позировали ему и нескольким местным художникам, поведали о своей работе, которая и опасна и трудна, но главное это то, что наконец-то свершилась давняя мечта Цая Гоцяна, поработать в одной из стран постсоветского пространства, тем более, что в свое время его учителями были именно советские художники. Да и социалистический Китай не совсем чужой для стран бывшего СССР. Кроме того, художника привлекла специфика донецкого региона, — уголь, шахты и шахтеры, — и возможность окунуться в эту атмосферу, почувствовать то, что мало кому доводилось чувствовать, видеть, слышать. Зная Цая Гоцяна по его «пороховой» живописи и взрывающимся фейерверками автомобилям, неудивительно, что его привлекла возможность побывать в шахте на глубине «1040 м. под землей». Да и огромные портреты 27 шахтеров впоследствии были выполнены именно в «пороховом» стиле, и выставлены на постаментах из угля и соли, — именно в угольных и соляных шахтах побывал Цай Гоцян, когда знакомился с шахтерской работой. Разумеется, почетными гостями презентации стали позировавшие для портретов шахтеры и их семьи. Кульминацией выставки стал неожиданный (для зрителей, вероятно) поворот событий: автор экспозиции «1040 m underground» поджег посыпанные порохом портреты шахтеров. Сопровождала происходящее музыка духового оркестра шахты имени Засядька.

 

Среди сотрудников Департамента угольной промышленности Минэнерго России можно также отметить творческих личностей, пусть и не таких знаменитых, но которые также сегодня привносят свой творческий вклад в почитание шахтерского труда в свободное от работы время. В предверии новогодних праздников в главном здании Минэнерго России проходит выставка мозаичных работ советника отдела промышленной безопасности и экологии Департамента угольной промышленности Василия Борисовича Розанова. В рамках своего хобби по художественной мозаике им представлен ряд мозаичных работ, среди которых несколько произведений выполненных на шахтерскую тематику. Особенно впечатляюще выглядит мозаичное панно для Департамента угольной промышленности с упоминанием даты основания угольной промышленности со времен Петровской эпохи. По словам
В.Б. Розанова, любовь к природе, недрам Земли, привели его к этому древнейшему виду искусства – мозаике, что в его работах также подчеркивает глубину истории угледобычи в России. В своих творческих произведениях В.Б. Розанов пытается донести до общества ценность ручного труда, необходимость его возраждения и почитания. На выставке также представлены его работы, основания которых сделаны с использованием отходных (вторичных) материалов и оформлены мозаичным покрытием, для украшения городских улиц, парков, скверов и т.д., основной идеей при создании которых, является забота о природных богатствах Планеты и популяризация экономики замкнутого цикла.

 

НА ФОТО: Выставка мозаичных работ В.Б. Розанова в Минэнерго России

Творческая пастораль в угледобыче или хранящие память об углекопах... - фото 2Творческая пастораль в угледобыче или хранящие память об углекопах... - фото 3Творческая пастораль в угледобыче или хранящие память об углекопах... - фото 4