Как придать развитию социального партнёрства в России новый мощный импульс?

Возможна ли в современной России стратегия планомерного повышения
качества жизни людей? Обсуждению этой, едва ли не самой социально
значимой темы будет посвящён круглый стол «Формирование межсекторного
взаимодействия для целей развития территорий, населённых пунктов и
повышения их человеческого потенциала». Обсуждение состоится в рамках
XXI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и
городах России», который пройдёт в Санкт-Петербурге 30-31 октября 2023
г.

В центре дискуссии окажется проблема эффективного межсекторного
взаимодействия (ЭМВ) – важнейшего условия опережающего развития
инфраструктуры территорий. Вне ЭМВ невозможно обеспечение базовых
факторов повышения качества жизни людей: рост деловой и инвестиционной
активности, а также создание новых рабочих мест.
ЭМВ предполагает тесную интеграцию ключевых звеньев: локальные
сообщества – бизнес – муниципалитет – государство – экспертно-научное
сообщество. Причём в центре этой цепочки стоит именно муниципалитет,
выступающий основным актором развития своей территории. Именно от его
первоочередных усилий зависит качество жизни и деятельности граждан,
включая такие социальные аспекты, как поддержка материнства и семей,
многодетных семей, сохранение и развитие человеческого потенциала. Не
менее важен вопрос взаимодействия власти и бизнеса, нацеленного на
достижение устойчивого развития государства в целом. Здесь возникают
следующие вопросы, требующие экспертного анализа: как совместными
усилиями создать благоприятную среду для жизни, ликвидировать основные
социально-экономические дисбалансы; что может и должен делать бизнес на
территории присутствия; как органы власти должны учитывать перспективы
развития бизнеса в своих стратегиях.
Тема ЭМВ, социальной ответственности бизнеса, а также социального
партнёрства государства, бизнеса и общества особо актуальна в настоящий
момент. Во-первых, это необходимо для достижения большей социальной
стабильности, в том числе посредством компромиссов в развитии
социально-трудовой сферы, а также развития договорных отношений
государства и бизнеса. Во-вторых, указанная совокупность подходов
позволит решать вопросы вовлечения граждан в систему социального
управления. В-третьих, обеспечит реализацию принципов социального
государства, включая более справедливое перераспределение части
произведённого общественного продукта.
К сожалению, институт социального партнёрства труда, капитала и
государства пока что развивается в России недостаточно активно.
В последние непростые годы государство все чаще берет на себя основные
социальные обязательства, направленные на снижение высокого уровня
бедности и социального расслоения, сохранение стабильного уровня жизни
населения, обеспечение социального развития территории и ее
безопасности. Эти социальные обязательства в условиях турбулентности
мировой и отечественной экономик, вызванной в последние годы мировым
социально-экономическим кризисом, ограничительными мерами, введёнными в
период пандемии, а также усилением санкционного давления на Россию,
становятся все более системными и финансово значимыми.
В текущих вызывающе сложных условиях формируются предпосылки для
коренного изменения роли бизнеса и общества во взаимодействии их с
государством, повышения их активности в решении вопросов социального
развития и обеспечения социальной безопасности.
Стоит отметить, что позитивные примеры движения в этом направлении, хотя
пока и не носят массового характера, но уже есть. Так, на территории
Псковской области выстроено эффективное партнёрское взаимодействие между
Центром «Мой бизнес» (инфраструктура поддержки предпринимательства) и
молодёжным комитетом регионального отделения общероссийской общественной
организации «Опора России» совместно с ФГБОУ ВО «Псковский
государственный университет». Проводятся мероприятия, направленные на
вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность (форумы,
конференции, бизнес-игры), тренинги по бизнес-проектированию с
привлечением наставников из числа предпринимательского сообщества,
направленные на разработку стартапов и регистрацию нового бизнеса.
Представляется, что и в других регионах общество и бизнес готовы к
активному участию в решении этих задач. В ходе предстоящего обсуждения
на круглом столе важно не оставить без внимания проблемы, которые пока
что снижают эффективность данного взаимодействия.
Сегодня в России выработаны пять групп инновационных механизмов:
конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные,
процедурные, комплексные, или комбинированные. Но работают они, к
сожалению, с разной степенью эффективности.
Наиболее эффективными оказались конкурсные механизмы: социальный заказ,
муниципальный грант, грант субъекта РФ, тендер, конкурс социальных
проектов, конкурс для гражданских инициатив и НКО по различным
номинациям. Так, правительство Брянской области ежегодно заключает ряд
соглашений с общественными организациями и учреждениями региона по
реализации совместных проектов и программ, направленных на укрепление
гражданского единства общества. В 2022 году в конкурсе приняло участие
59 организаций, 25 из которых получили финансовую поддержку программной
деятельности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Общий объем
финансовых средств конкурса составил 29 880 тыс. руб., в том числе: из
регионального бюджета выделено – 15 млн рублей, предоставление субсидии
от Фонда Президентских грантов составила – 14,880 тыс. руб.
Между тем, для масштабирования позитивного опыта отдельных регионов
требуется научная разработка современной концепции ЭМВ и её правовое
сопровождение. В разработке данной концепции, кроме науки и государства,
должны принимать участие и общественные институты, и бизнес.
Подготовительной работой, нацеленной на решение этой задачи, станет
намеченное на круглом столе всестороннее обсуждение.
Организаторы мероприятия: Комитет Государственной Думы по региональной
политике и местному самоуправлению, Агентство стратегических инициатив,
Отделение Российской академии естественных наук по федеративному
устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, Союз
российских городов, Фонд «Центр стратегических разработок».
Модератор круглого стола и автор установочного доклада – Алексей
Диденко, председатель Комитета Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному
самоуправлению
С докладами также выступят:
Сергей Неверов, Заместитель Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации;
Мария Комкова, заместитель директора дивизиона «Городская экономика»
АСИ;
Оксана Фадина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и
местному самоуправлению;
Татьяна Гончаренко, руководитель проектного офиса Департамента
обеспечения устойчивого развития Объединенной компании РУСАЛ;
Дмитрий Катцын, начальник Центра организации скоростного и
высокоскоростного движения ОАО «РЖД»;
Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов;
Татьяна Караваева, заместитель генерального директора, директор Центра
пространственного развития ЦСР;
Ирина Унтилова, председатель Законодательного Собрания Камчатского края;
Андрей Соколов, заместитель генерального директора ТАСС;
Юлия Кондыкова, эксперт Департамента развития сельских территорий
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
Ольга Гай, руководитель проектов АНО «Московский урбанистический форум»;
Андрей Трубецкой, глава Сургутского района Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры.

Форум стратегов проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года. На
площадке Форума обсуждаются методы и механизмы стратегического
планирования, проходят конструктивные дискуссии по самым важным и
актуальным вопросам реализации стратегий и комплексных проектов развития
городов и регионов Российской Федерации. В Форуме ежегодно принимают
участие около 1000 представителей органов власти федерального,
регионального и муниципального уровней, бизнеса, научного сообщества, а
также российские и зарубежные эксперты.
Место проведения: г. Санкт-Петербург, отель «Коринтия Санкт-Петербург»
(Невский пр., д. 57).
В организации ключевых мероприятий Форума принимают участие: Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство
экономического развития Российской Федерации, Счетная палата Российской
Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических
разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Генеральный партнёр: ведущий строительный холдинг России «Группа ЛСР».

Генеральный информационный партнер: медиа-холдинг «ФедералПресс».
Информационные партнеры: журнал «Муниципалитет», «ЭкоГрад. Московский
экологический журнал», деловое издание «Риск-менеджмент. Практика»,
научный журнал «Стратегические решения и риск-менеджмент», журнал
«Бюджет», «Эксперт Северо-Запад», MR7.ru, журнал «Местное право», журнал
«Окружающая среда Санкт-Петербурга», журнал CongressTime.
Региональный информационный партнер: журнал «Город 812».
Тематический информационный партнер: информационно-аналитический портал
Mashnews.
Сетевые информационные партнеры: Федеральное автономное научное
учреждение «Восточный центр государственного планирования» и
АО «Технопарк Санкт-Петербурга».
Научный журнал – партнер Форума: научно-практический журнал
«Региональная экономика. Юг России».
Более подробная информация об истории Форума, ходе его подготовки,
спикерах и мероприятиях программы – на сайте
http://www.forumstrategov.ru/, а также на страницах в Телеграми
ВКонтакте.