Кавказский фронт: судьба бронепоездов распавшейся империи…

В середине октября-начале ноября 1918 года, 105 лет назад, завершилась Первая мировая война: капитулировали перед Антантой Германия, Австро-Венгрия и Турция (Болгария – в сентябре 1918 г.). Россия не была в перечне победителей, ибо фактически вышла из войны в ноябре 1917 года. А в марте 1918-го большевистская Россия заключила сепаратный Брестский мир с Германией и ее союзниками.

 

Следствием таких событий в Закавказье стали, как известно, вторжения в этот регион войск Германии, Турции, Великобритании. С потерей значительных территорий в 1919-21 гг., которые стали российскими в результате русско-турецкой войны 1877-78 годов.

При том, что феноменальные успехи русских войск в 1914-16 гг. на Кавказском фронте отнюдь не предвещали, что практически без боёв русская Кавказская армия, уже небоеспособная к началу 1918 года,   «откатится» во внутренние районы Закавказья, в Новороссийск, на Северный Кавказ. И впоследствии трансформируется, в большинстве своём, в беженцев

Между тем, на Кавказском фронте действовали бронепоезда, обеспечивающие надёжную прифронтовую поддержку войск в их боевых операциях на Востоке тогдашней Турции.  

Как отмечает российский исследователь Андрей Яновский, «в железнодорожных войсках в Первую мировую появились первые отечественные бронепоезда, столь «опоэтизированные» в советскую эпоху, когда они стали принадлежностью Красной Армии». Эти подвижные военно-технические средства использовались «как средство прикрытия личного состава при восстановительных работах под вражеским огнем. И как средство сдерживания противника при отступлении.

Всего за годы войны было изготовлено 14 бронепоездов различных типов: 10 — на Европейском театре боевых действий и 4 — на Кавказском».

Кавказский  фронт: судьба бронепоездов распавшейся империи… - фото 2

А. Яновский отмечает также, что ввиду отвлечения для фронта преобладающей части паровозов и вагонов, был заключен контракт с США на поставку через Владивосток паровозов «Декапод» и вагонов. Они прибывали в разобранном виде, потому «для их сборки пришлось срочно создавать громадные мастерские на прибрежной полосе Амурского залива. Прибывавшие паровозы собирали и «в Харбинских железнодорожных мастерских, расширенных для этой цели». Они были в составе той части Китайско-Восточной железной дороги, которая осталась российской после поражения России в войне 1904-1905 гг. с Японией.

Что касается упомянутых 4-х бронепоездов на Кавказском фронте, их строительство началось в конце 1914 года в Тифлисских железнодорожных мастерских. В начале 1915-го – в рекордно короткий срок — изготовление бронепоездов было завершено и они были распределены: № 1 базировался на Карс, № 2 – на Александрополь (впоследствии Ленинакан, затем Гюмри), № 3 — Нахичевань и № 4 — Тифлис. Их обслуживание осуществлялось 1-й Отдельной Кавказской железнодорожной бригадой. Основными задачами бронепоездов на этом фронте были охрана железных дорог от диверсий, обеспечение безопасности поездов на особенно уязвимых участках, прикрытие ремонтных работ на железной дороге вблизи противника и огневая поддержка воинских частей. Но постоянных команд бронепоезда Кавказской армии не имели.

После 1917 года бронепоезд № 4 в 1918-1919 гг. использовался грузинской армией, а № 2 и № 3 – соответственно, армянской и азербайджанской армиями. Точных сведений о дальнейшей судьбе этих БП не имеется. По ряду данных, один бронепоезд в этом регионе был потерян (разрушен) в ходе военных действий 1914-17 гг. Скорее всего, это бронепоезд, базировавшийся на Карс (был в составе России в 1878-1917 гг., с 1919 г. – снова в составе Турции).

Словом, в историографии Кавказского фронта Первой мировой и, в целом, участия России в этой войне ещё остаются недоисследованные вопросы

Алексей Чичкин