Региональные стратегии следует обсуждать коллективно, но оценивать индивидуально

Одним из самых концептуально значимых мероприятий XXI Общероссийского
Форума «Стратегическое планирования в регионах и городах России»,
определяющих вектор дальнейшего развития территориального
стратегирования в России, стала организованная Правительством
Санкт-Петербурга экспертная дискуссия «Возможен ли рейтинг региональных
стратегий?»

Открывая дискуссию, ее модератор — один из организаторов Форума
стратегов и его бессменный научный руководитель, д.э.н, профессор Борис
Жихаревич подчеркнул, что инициатива дискуссии принадлежала именно
Комитету по экономической политике и стратегическому планированию
Санкт-Петербурга: «Председатель Комитета Алексей Владиславович Зырянов
на обсуждении будущей программы Форума сратегов-2023 спросил, почему бы
не провести конкурс региональных стратегий, раз уж есть конкурс
муниципальных стратегий. Такой конкурс сложно провести так, чтобы
решение не вызывало споров и обвинений в субъективности. Поэтому мы
решили организовать дискуссию: нужен ли рейтинг и можно ли его делать, и
если да, то по каким критериям оценивать стратегии, можно ли сравнивать
стратегии, принятые в разное время, или это должен быть рейтинг только
текущих стратегий?»
В ходе обсуждения руководители региональных структур, отвечающих за
стратегическое планирование, из Амурской, Вологодской и Липецкой
областей рассказали о стратегиях развития своих регионов, а эксперты
дали этим разработкам оценку.
Виолетта Зубань, заместитель министра экономического развития и внешних
связей Амурской области, подробно описала специфику своего региона и
пояснила целесообразность его стратегирования силами местных, а не
внешних экспертов: «Понять специфику Дальнего Востока может, наверное,
только его житель. Поэтому и заказчиком, и разработчиком стратегии
является правительство региона, сторонние организации с этой задачей не
справились: стоило заменить в документе слово «Амурская область» на
«Алтайский край» и ничего бы не поменялось, потому что не было
конкретики. Поэтому мы решили сами разрабатывать стратегию»; «До
китайского города Хайхэ из Благовещенска и добираться и быстрее, и
дешевле – всего 3 км. До Москвы же нужно преодолеть 7815 км. Развитие
экономики и области во многом зависит от её расположения, особенно в
контексте нынешнего разворота на Восток».
Светлана Пономарева, начальник Департамента стратегического планирования
и совершенствования управленческих процессов Правительства Вологодской
области обрисовала специфику стратегии Вологодской области и обратила
внимание на то, что Вологодская область одной из первых заявила в своей
стратегии концепцию народосбережения, что обусловило приоритетность
таких направлений как комфорт (проживания, обучения, работы), развитая
инфраструктура, безопасность и т.д.
Кирилл Дождиков, начальник управления экономического развития Липецкой
области, по предложению модератора, сосредоточил внимание на оценке
качестве того стратегического плана, который был разработан для области
при поддержке Консорциума Леонтьевский центр — AV Group. Спикер отметил,
что липецкие власти остались удовлетворены тем анализом, который
предложил Липецкой области ЛЦ — AV Group при разработке стратегии.
Формирование целей и приоритетов опиралось на результаты широкого
общественного обсуждения, что в итоге позволило наметить «несколько
направлений, на которых у нас действительно, на мой взгляд, получилось
найти то зерно, ту нишу, в которой целесообразнее всего действовать».
В своей экспертной оценке заместитель председателя Комитета по
экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга
Людмила Старкова подчеркнула полезность обмена положительным
стратегическим опытом между регионами, у которых зачастую оказываются
разные стратегические цели: «Рейтинговать стратегии — нет смысла.
Стратегия пишется для конкретного региона и отображает его специфику, а
сравнивать специфичные документы всегда очень сложно. Иначе мы будем
оценивать стратегии чисто формально, например, на соответствие ФЗ-172.
Это очень просто с одной стороны, но с другой стороны не отражает сути
рейтинга: показать стратегию лучшую или худшую. Нет лучшей или худшей
стратегии! Есть либо амбициозная стратегия, которая направлена на
достижение приоритетных целей, либо стратегия, которая сделана по
формальному признаку, и она просто лежит на полке. Стратегия должна быть
живым и рабочим документом».
Отвечая на вопрос, вынесенный в название дискуссии, эксперт — директор
Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов пояснил, что
сначала надо определиться с критериями и методологией, потому что
степень проработанности стратегий одно, а их практические результаты
другое: «Что мы оцениваем? Саму стратегию как документ? Или как процесс
стратегирования? Само движение региона к стратегическим целям? Работу
людей, которые делают эту стратегию? Или что-то еще? В зависимости от
поставленного вопроса мы получим разные критерии и рейтинги. Я думаю,
что ответ на вопрос: «Возможен ли рейтинг стратегий» – таков: «Возможен,
но задайте критерии эффективности или оценки, которые вы хотите, и
рейтинг получится»». Однако на сегодня заданных критериев нет.
Эксперт Татьяна Красникова исполнительный директор ООО «Научные
разработки» отметила, что у регионов могут быть разные цели, поэтому и
оценивать успех их развития по одной системе не получится: «Для меня
самый главный критерий — это наличие качественного анализа, чтобы было
видно лицо региона, чтобы была конкретика (что, куда, зачем). У Амурской
области нет сравнительного анализа с другими регионами. Но есть живость.
У Вологодской области есть анализ, но нет мировых трендов. У Липецкой
области есть сравнительный анализ, есть лицо, но — очень перегруженный
текст, хотя и хорошо структурированный. Риск сложного текста – что он не
«зайдет» тем, кто его читает». Также эксперт назвала два фактора,
«которые говорят, что стратегия хорошая: первое – её реализуют, второе –
если при разработке что-то поменялось в сознании тех, кто в этом
процессе участвовал, это уже большой результат».
В ходе завершающего раунда обмена мнениями Кирилл Дождиков предположил,
что для разработчиков стратегий полезнее рейтингов был бы своеобразный
«краш-тест стратегий» — строгий критичный публичный разбор со стороны
нескольких экспертов. Людмила Старкова поддержала эту идею, предложив
проводить в рамках Форума не рейтингование стратегий, а краш-тесты.
Подводя итоги дискуссии, Борис Жихаревич продемонстрировал результаты
экспертного опроса, в котором в процессе заседания смогли участвовать
присутствовавшие. Анкету, в которой экспертам прилагалось из 22 качеств
текста стратегии социально-экономического развития субъекта федерации
выбрать 10, наиболее важных в текущих условиях, заполнили 25 человек.
Больше 50% голосов набрали следующие шесть качеств (в порядке убывания):
1. Адекватность — соответствие специфике региона.
2. Качество стратегического анализа.
3. Соответствие национальным целям, Указам Президента, федеральным
документам.
4. Системность / методичность / стройность логики.
5. Реалистичность в учете ресурсных ограничений и объективных процессов.
6. Четкость приоритетов.
Модератор отметил, что дискуссия позволила акцентировать внимание на
следующих важных параметрах успешного стратегирования:
— глубокий анализ социально-экономического состояния региона с
получением инсайтов (то есть новых и неочевидных результатов);
— учет рисков, проработка вопросов шокоустойчивости;
— четкость расстановки приоритетов;
— социальная ориентированность стратегий;
— участие населения и стейкхолдеров;
— использование механизма флагманских проектов, которые задают «лицо»
стратегии и позволяют структурировать контроль реализации;
— наличие надежных инструментов контроля реализации в виде закрепления
за каждой задачей ответственного исполнителя, оцениваемого
соответствующими KRI (ключевыми показателями эффективности).
«Вывод, к которому мы пришли: публично рассматривать стратегии полезно,
и если регион готов выносить на публичное экспертное рассмотрение свои
стратегии — честь ему и хвала. А мы — в рамках работы по подготовке
Форума стратегов — будем пытаться найти компетентных экспертов, которые
помогут регионам с оценкой их стратегий» — резюмировал Борис Жихаревич.
В целом экспертная дискуссия позволила участникам прийти к консенсусному
выводу о преимуществах индивидуализированного, а не стандартизированного
подхода к оценке результатов реализации региональных и муниципальных
стратегических планов.
Форум стратегов проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года. На
площадке Форума обсуждаются методы и механизмы стратегического
планирования, проходят конструктивные дискуссии по самым важным и
актуальным вопросам реализации стратегий и комплексных проектов развития
городов и регионов Российской Федерации. В Форуме ежегодно принимают
участие около 1000 представителей органов власти федерального,
регионального и муниципального уровней, бизнеса, научного сообщества, а
также российские и зарубежные эксперты.
Место проведения: г. Санкт-Петербург, отель «Коринтия Санкт-Петербург»
(Невский пр., д. 57).
В организации ключевых мероприятий Форума принимают участие: Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство
экономического развития Российской Федерации, Счетная палата Российской
Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических
разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Генеральный партнер: ведущий строительный холдинг России «Группа ЛСР».
Партнер деловой программы: Банк ПСБ.
Партнеры акции: ПАО Сбербанк, ООО «СЗ «Терминал-Ресурс»».
Партнеры Молодежной площадки Форума: СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное
бюро»,
Строительная компания «Дальпитерстрой».
Генеральный информационный партнер: медиа-холдинг «ФедералПресс».
Информационные партнеры: журнал «Муниципалитет», «ЭкоГрад. Московский
экологический журнал», деловое издание «Риск-менеджмент. Практика»,
научный журнал «Стратегические решения и риск-менеджмент», журнал
«Бюджет», «Эксперт Северо-Запад», MR7.ru, журнал «Местное право», журнал
«Окружающая среда Санкт-Петербурга», журнал CongressTime.
Региональный информационный партнер: журнал «Город 812».
Тематический информационный партнер: информационно-аналитический портал
Mashnews.
Сетевые информационные партнеры: Федеральное автономное научное
учреждение «Восточный центр государственного планирования» и
АО «Технопарк Санкт-Петербурга».
Научный журнал – партнер Форума: научно-практический журнал
«Региональная экономика. Юг России».
Более подробная информация об истории Форума, ходе его подготовки,
спикерах и мероприятиях программы – на сайте
http://www.forumstrategov.ru/, а также на страницах в Телеграм и
ВКонтакте.