Как пояснил Валентин Пармон, в документе действительно стоит его подпись, но ее следует рассматривать не как подписание одной из сторон, а как форму согласования с Российской академией наук плана мероприятий, предполагаемых меморандумом. Академик также уточнил, что СО РАН не является исполнителем по данному договору
На видео диалог собкора «ЭкоГрада» Маргариты Морозовой, лауреата звания «Эколог года-2015» по версии журнала «ЭкоГрад» за защиту Байкала и председателя Сибирского отделения РАН, академика Валентина Пармона с уточнением о подписании четырехстороннего меморандума о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Иркутской области.
Ранее пресс-службой Общественной палаты РФ было распространено cообщение (https://oprf.ru/press/news/2617/newsitem/54578) о том, что в рамках модернизации БАМа и Транссиба заключено четырехстороннее соглашение.
Цитируем: «27 августа в Иркутской области исполняющий обязанности губернатора региона Игорь Кобзев, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина, председатель Сибирского отделения Российской академии наук Валентин Пармон подписали четырехсторонний меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Соглашение между сторонами заключено в рамках модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В документе закреплены формы и методы общественного контроля и научное сопровождение всех этапов работ. (…) «В свете принятия закона ( ФЗ № 254 от 31.07.2020), разрешающего капитальное строительство без обязательной государственной экологической экспертизы на особо охраняемых территориях и сопутствующую вырубку лесов, затронувшего в том числе зону Байкала, принципиально важным становится обеспечение общественного контроля» — сказала Елена Шаройкина.)” Конец цитаты.
При этом в официальном заявлении АО «РЖД» на сайте компании (https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=190774) значится, что подписанный меморандум был двухсторонним:
Гендиректор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев в четверг подписали меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды, сообщает пресс-служба областного правительства.
Подписание документа состоялось в рамках рабочей поездки в Тулун. Стороны отметили важность восстановления лесного фонда, соблюдения экологических норм при выполнении работ по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, провозную способность которых планируется увеличить к 2025 году до 200 млн тонн грузов в год.
На сайте правительства Иркутской области также указано о том, что меморандум — двухсторонний: Важность восстановления лесного фонда, соблюдения экологических норм при выполнении работ по модернизации БАМа и Транссиба отметили генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и исполняющий обязанности Губернатора Иркутской области Игорь Кобзев.
Сегодня, 27 августа, стороны в рамках рабочей поездки в Тулун подписали меморандум о взаимодействии в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Проект модернизации БАМа и Транссиба – приоритетный не только для Правительства Иркутской области, Российских железных дорог, но и для всей страны. Его итогом должно стать увеличение к 2025-му году провозной способности магистралей свыше 200 миллионов тонн грузов в год.
Как пояснил Валентин Пармон, в документе действительно стоит его подпись, но ее следует рассматривать не как подписание одной из сторон, а как форму согласования с Российской академией наук плана мероприятий, предполагаемых меморандумом. Академик также уточнил, что СО РАН не является исполнителем по данному договору.
В анонсе (сам документ недоступен, а пресс-служба РЖД отказалась предоставить текст меморандума нашему корреспонденту), указано «научное сопровождение всех этапов работ», но академик Пармон как один из подписантов отрицает, что конкретные договорённости об этом достигнуты. В меморандуме, отметил академик, содержится много хороших пунктов, и, если они будут выполнены, экология Иркутской области окажется в выигрыше.
Что же касается вопроса о государственной экологической экспертизе, то Валентин Пармон, заявил, что она обязательно должна быть.
Добавим, что в этот же день, 27 августа 2020 г. похожий меморандум был подписан между РЖД, правительством республики Бурятия и региональной общественной палатой. https://egov-buryatia.ru/press_center/news/detail.php?ID=75119 В отличии от Иркутской области, бурятская сторона предполагает научное сопровождение, проектов связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, доверить не Российской академии наук, а научно-образовательным учреждениям республики.
Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов разместил в сети комментарий:
Алексей Цыденов (27 августа в 15:15): ·
Дорогие земляки! Сегодня прошло важное событие.
Подписан меморандум о взаимодействии между правительством республики, ОАО РЖД и Общественной палатой республики.
Вопрос сохранения экологии нашего драгоценного озера Байкал — абсолютный приоритет для всех нас. Такой шаг со стороны РЖД — свидетельство того, что компания при модернизации Транссиба и БАМ твердо намерена придерживаться современных экологических стандартов и вести свою деятельность прозрачно.
Так, экологи, общественники Бурятии смогут осуществлять мониторинг и контроль за вырубками при реконструкции магистрали, будет вестись видеофиксация на участках проведения работ, контроль за восстановлением зеленых насаждений . Кроме того , РЖД берет на себя обязательства по снижению уже накопленного экологического ущерба.
БАМу уже более 100 лет и РЖД на существующих объекта будет постоянно переходить на более экологичные, энергосберегающие технологии. Компания возьмет под свое крыло научное сопровождение изучения и сохранения популяции нашего эндемика — байкальской нерпы. Также бурятские ученые будут привлечены для научного сопровождения реализации проекта. Обширный план мероприятий — это большой шаг к тому, чтобы обеспечить максимально бережное отношение к нашему Байкалу, при этом создавая новые рабочие места для жителей республики, возможности для реализации инвестиционных проектов в Бурятии.
Сохраняя, приумножаем!