«Отчет о состоянии сохранности объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» в 2021 году» выложен в открытый доступ. Он будет озвучен на 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (Казань, 19-30 июня 2022 г.). Для меня наибольший интерес представляет раздел «По вопросу увеличения числа незаконных построек на берегу озера Байкал» (стр. 3-6).
Увы, этот «вопрос» оказался максимально «замылен». Реальной информации (в цифрах) очень мало, важнейшие аспекты проблемы не освещены. Главная претензия — знакомство с отчетом не позволяет понять масштаб незаконного «земельно-застроечного» бизнеса. На Байкале его центром является Ольхонский район (Иркутская область), пропускающий через себя самый крупный туристический поток.
Земли на берегах пролива Малое Море (отделяет о. Ольхон от западного берега Байкала) на протяжении многих лет, вопреки закону, массово продавались и передавались в долгосрочную аренду. В официальных источниках нет информации сколько же всего участков, сколько всего гектаров, было «пущено в оборот». Нет этих цифр и в рассматриваемом отчете.
Зато есть недавняя публикация в СМИ, в которой прокурор Ольхонской природоохранной прокуратуры Вячеслав Петров озвучил количество таких участков в Ольхонском районе — 11 тысяч (!).
Таков масштаб многолетних земельных афер. Но про незаконно проданные/приобретенные земельные участки (как и про Ольхонский район) в отчете не говорится!
Именно на упомянутых участках и развернулось массовое строительство туристических объектов (турбаз, гостиниц), а также загородных домов. Из отчета: «В рамках проведения в 2020 году и истекшем периоде 2021 года контрольных (надзорных) мероприятий …. выявлены 167 самовольных построек, расположенных на территории 36 земельных участков в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ).» (стр. 3). Наверняка все они (или подавляющее большинство) расположены в Ольхонском районе.
Берег Малого Моря.
Позвольте, почему данные лишь за 2020-2021 гг.? Масштабные проверки стали проводится в Ольхонском районе с осени 2017 г. В начале 2018 г. создана Байкальская природоохранная прокуратура. Где же цифры о итогах проверок в 2017-2019 гг.? Это ещё сотни выявленных самовольных построек. «Уведомления о выявлении указанных 167 самовольных построек направлены в органы местного самоуправления.»
На стр.5 вдруг читаем: «По результатам проведенных с 2019 года контрольных (надзорных) мероприятий Межрегиональным управлением по Иркутской области и Байкальской природной территории выявлено 8 фактов незаконного строительства объектов на берегу водного объекта, из которых на сегодняшний день приняты следующие меры….: вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях; подано 3 исковых заявления об освобождении земельных участков от возведенных строений.»
Как это понимать? Приплюсовать 8 к вышеупомянутым 167? И неужели с 2019 г. в Иркутской области подано лишь «3 исковых заявления об освобождении земельных участков от возведенных строений (сооружений)»
Далее: «в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области количество исполнительных производств о сносе незаконных построек в прибрежной зоне озера Байкал составило: в 2019 году – 8 исполнительных производств, в 2020 году – 9, за 10 месяцев 2021 года – 14». Всего 31. В Бурятии, при несравненно меньших масштабах незаконной застройки за эти 3 года общее количество исполнительных производств — 29.
Объекты, снос которых судебные приставы «осуществляют» уже второй год. Остров Ольхон, Шаманский лес, окраина пос. Хужир.
«По состоянию на 01.11.2021 остаток исполнительных производств указанной категории…составил 18 исполнительных производств.» Т.е. из 60 – снесено 42? На Ольхоне в 2020-2021 не снесен ни один объект. Хотя по нескольким судебные приставы «выполняют» судебные решения уже не один год.
На стр. 6 читаем: «За два последних года в суды направлено 45 исковых заявлений о сносе и демонтаже 198 строений». (Стр. 6). Цифра – по всему Байкалу. Если следовать логике, то из этих 45 к Иркутской области относятся лишь 3 (см. выше).
Информация в отчет изложена непоследовательно, путано и противоречиво!
Как власти Иркутской области будут решать ситуацию, сложившуюся в Ольхонском районе? Что будут делать с тысячами незаконно «пущенных в оборот» участков с возведенными на них объектами? В отчете эта проблема не отражена, не могло быть и её решения. Однако оно видно из других документов. В частности, из «Генерального плана Хужирского муниципального образования Ольхонского района» Речь в нем идет об острове Ольхон, одном из главных полигонов массовой застройки. Документ еще не утвержден окончательно, проходит согласования.
Предлагаемое им расширение границ населенных пунктов фактически легализует сотни незаконных земельных сделок и самовольных строений (вероятно, часть из них входит в 167, упомянутых в отчете). Включая те, по которым приняты судебные решения о сносе! Кроме того, дополнительно к населенным пунктам присоединяется ещё 255,3 га природных территорий, в том числе на участках, далеко удаленных от поселений!
Моя редакция концовки данного раздела отчета: «проводится планомерная работа по легализации объектов незаконного строительства на берегу озера Байкал и ЦЭЗ БПТ».
Так обстоят дела.
Виталий Рябцев