31 января 2024г. состоится премьера фильма «Профессия кинооператор». Мероприятие пройдет в Доме русского зарубежья Александра Солженицына
Фильм-эссе Александра Носовского расскажет о сложной сути уникального ремесла, без которого невозможно сделать кино, являющееся в первую очередь визуальным искусством. Дефицит современных теоретических и методических материалов для кинооператоров, желание создать объемный портрет человека с камерой, а также назревшая необходимость разобраться в современной специфике цифрового киноискусства, пришедшего на смену аналоговому, стали культурологическими триггерами для исчерпывающего исследования, в котором автор в формате разговора с выдающимися кинооператорами размышляет о важнейших темах, затрагивающих как узкоспециальные вопросы, так и посвященные киноискусству в целом.
Фильм создан в рамках проекта «Кинооператор: творец или ремесленник» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Андре Базен в знаменитом теоретическом сборнике «Что такое кино?», размышляя об онтологических свойствах природы киноискусства, вводит понятие «комплекс мумии», которое в свое время имело огромное влияние на понимание эстетики и этики этого вида искусства. Следует отметить, что противников, полемизировавших с Базеном, было не меньше, чем сторонников. В чем суть «комплекса мумии»? Исследователь полагает, что в основе визуальных видов искусства лежит его первоначальная функция – «спасти существо посредством сохранения видимости» с помощью достоверной, правдоподобной передачи образа – «поверхности мира». Иными словами, цель визуальных искусств – бальзамировать, «мумифицировать», течение времени в изображении, сохранив таким образом сущность запечатленного объекта. Достичь точности в отображении действительности искусство смогло лишь с изобретением фотографии и чуть позже кинематографа. Экран явил «подлинную» реальность зрителю благодаря механической передаче изображаемого, ведь с точки зрения Базена в этом процессе не задействована напрямую творческая воля человека или его мастерство. Фото- и кино- искусство технологично и автоматизировано, момент возникновения изображения естественен — это работа отраженного света, проходящего через объектив, взаимодействие света с чувствительной пленкой и последующие химические реакции. Человек как будто не имеет непосредственного отношения к возникновению образа, а оттого он становится частью нерукотворной реальности, что обусловливает доверие к запечатленной действительности, образ зафиксирован, то есть вырван из времени, и повторяем. Базен находил в кинематографическом воспроизводстве реальности религиозно-мистические предпосылки. Акт творения фильма похож на увековечивание живого, то есть движущегося, объекта в слепке времени с помощью киноаппарата.
В чем же тогда заключается собственно искусство кино? Таким вопросом задавались оппоненты теории Базена, если оно автономно от творческих намерений художника. Может ли быть кино «бесстрастным», если за камерой всегда стоит оператор, личность которого не может не проявиться в фильмическом материале. Если объектив камеры — это киноглаз, то глаз в первую очередь того, кто направляет камеру, выбирает ракурс, определяет крупность объектов и их расстановку в пространстве, границы кадра и его наполнение. Камера — это инструмент, продолжение кинооператора, а значит проводник его индивидуально-художественного начала, его вкуса, его эстетических, стилистических предпочтений, в конце концов, его опыта, навыков и умений. А фильм — это не только хранилище информации о действительности, это в первую очередь художественное высказывание — эмоциональное, интеллектуальное, чувственное сообщение авторов, передаваемое зрителям через экран.
Долгое время ремесло оператора воспринималось как во многом техническая профессия, тут даже можно усмотреть отголоски теории Базена: оператор — лишь механик, обслуживающий киноаппарат, ведь центром принятия решений, идейных и эстетических, был демиург-режиссер. Но к середине прошлого века эта диспозиция была нарушена. И, кажется, коррективы в подобную расстановку творческих сил были внесены не в последнюю очередь благодаря советской кинооператорской школе. Такие легендарные режиссерско-операторские тандемы как Эйзенштейн — Тиссе, Калатозов — Урусевский и позже, например, Муратова — Карюк уравняли в авторстве режиссеров и операторов. Те визуальные изобразительные достижения, которыми славятся их совместные картины, в большей степени зависели от новаторских художественных открытий и решений «киноглаза»-оператора. Совершенство глубинной композиции, внутрикадровый монтаж, невероятные тревелленги, световой рисунок, эксперименты с оптикой — всё это стало прерогативой оператора-творца и помогло вывести кинематограф на новый зрелищный и художественно-постановочный уровень. По фильмам, созданным этими операторами, обучают мастерству киношколы всего мира, и, конечно, ведущие профильные ВУЗы на постсоветском пространстве. Но искусство, столь сильно связанное с технологиями, требует непрерывного технического апгрейда и, безусловно, последовательной образовательной модернизации. Мощная операторская традиция, заложенная в первой половине прошлого века, на определенном историческом этапе перестала обновляться. Смена аналогового оборудования на цифровое привело к качественным изменениям художественной парадигмы киноискусства. В мире цифрового кино образцами операторского ремесла стали голливудские ленты, а их производящие студии — законодателями эталонных методов киносъемки.
В такой исторической перспективе возник новый закономерный вопрос: как развивать операторское искусство независимо от довлеющего голливудского канона, сохраняя преемственность отечественных художественных кинотрадиций. Очевидно, это многоуровневый процесс, требующий комплексных преобразований. Начинаться же подобная работа должна с просвещения и обучения. Задавшись такой целью, команда кинооператора Александра Носовского начала работу над документальным фильмом «Профессия кинооператор». Герои фильма — выдающиеся операторы Геннадий Карюк, Илья Демин, Олег Лукичев, Сергей Астахов, каждый из которых внес ценный вклад в современный кинопроцесс. Они поделятся со зрителями секретами профессии: спецификой работы на съемочной площадке и особенностями взаимодействия с ключевыми фигурами производственного процесса от сценаристов до специалистов постпродакшена, расскажут об оборудовании и инструментах из арсенала кинооператора, о законах композиции кадра, о современных методах съемки, о стилевых и жанровых решениях, ответят на вопрос, как рождается идея изображения в кино и «Как это снять?»
Название фильма Александра Носовского отсылает к культовой картине Микеланджело Антониони «Профессия: репортер». По сюжету герой Джека Николсона – журналист, снимающий документальный фильм о партизанском движении в одной из стран Центральной Африки – записывает интервью с лидером повстанцев. Во время разговора речь заходит о правде и искренности, и тогда тот, кто отвечает на вопросы, разворачивает камеру, направив ее на интервьюера — правда и искренность должна быть также и у того, кто находится с той стороны камеры и делает кино. Автор фильма «Профессия кинооператор» повторяет эксперимент, разворачивая камеру на 180 градусов и направляя на того, кто всегда находится за ней: в этом киноисследовании операторы сами стали объектами съемки. И задача у них непростая: доступно и в тоже время содержательно раскрыть сложную суть профессии, требующей быть художником и техническим специалистом одновременно. Каким получилось кино от кинооператора про кинооператоров — судить заинтересованным зрителям.
Натали Якобсон