Кризис с бездомными животными приобрел все признаки глобальных форм. Вслед за известными событиями напрямую связанными с проблемами созданными бездомными собаками в регионах России собачий скандал развернулся в Южной Корее. Как сообщают источники южнокорейские собаководы пригрозили выпустить на волю в столице Южной Кореи Сеуле два миллиона собак. Так произойдёт, если правительство Южной Кореи даст ход предлагаемому запрету на собачатину Суть российского клубка проблем и конфликтов тоже в собачьем вопросе. Правда у нас, в отличии от Южной Кореи не люди поедают мясо собак, а собаки поедают мясо людей…
Южнокорейский скандал журналисты описывают в тончайших подробностях. По мнению экспертов, позиция южнокорейских фермеров состоит в том, что запрет в меню спорного собачьего мяса по всей стране, ни много, ни мало лишит их средств к существованию.
Юристы отмечают, что в случае утвердительного решения запрет вступит в силу лишь в 2027 году. При этом, как сообщают источники в правительстве Южной Корее, администрация возьмёт на себя заботу по оказанию фермерам финансовой помощи, чтобы поддержать их бизнес в процессе отказа от торговли собачатиной.
Велеречивым посулам совсем даже не верят фермеры. Так глава Корейской ассоциации производителей собачьего мяса Чжу Ен Бонг заявил, что её ассоциации выпустят в столице два миллиона собак – особенно вблизи важных правительственных объектов и возле домов политиков.
«Мы возмущены до такой степени, что говорим об освобождении двух миллионов собак, которых мы разводим, возле администрации президента, дома министра сельского хозяйства и офисов законодателей, которые внесли законопроекты», — заявил Чжу Ен Бонг.
«Употребление собачатины не может быть таким же преступлением, как торговля наркотиками или проституция», – разъяснил господин Чжу в новостном ток-шоу на радио, сообщает издание South China Morning Post.
Издание смакует и слова, и размышления от политика: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы употребление кем-либо собачатины причинило кому-нибудь вред?».
Сообщается, что некоторое время назад, когда правительство Южной Кореи объявило о своем плане ввести запрет на собачье мясо, по всему миру организации по защите прав животных отпраздновали этот шаг.
По данным Международного общества защиты животных ежегодно «на фермах выращиваются и забиваются для потребления человеком» около миллиона собак.
«Учитывая, что так много собак страдают без всякой необходимости из-за мяса, которое почти никто не ест, правительственный законопроект предлагает смелый план, который теперь должен быть срочно принят ассамблеей, чтобы как можно скорее согласовать законодательный запрет, который поможет Южной Корее закрыть эту печальную главу в нашей истории и вступить в будущее, благоприятное для собак», — сказано в заявлении исполнительного директора Humane Society International Чжун Ах Чэ.
Примерно в то же время, правящей консервативной «Партией народной власти Южной Кореи» был выдвинут законопроект, предполагающий максимальное наказание в виде пяти лет тюремного заключения или штрафов в размере 50 миллионов вон (38 000 долларов; 30 333 фунтов стерлингов – авт.) для лиц, занимающихся торговлей собачьим мясом. Законопроект Либерально-демократической партии Кореи рекомендует трехлетнее тюремное заключение и штрафы в размере до 30 миллионов вон.
Глава Корейской ассоциации защиты животных Чо Хи Ген заявил, что число потребителей собачьего мяса сократилось, и что консенсус в пользу запрета торговли и потребления собачьего мяса сформировался.
Казалось бы, дело сделано, и торжество принципов гуманизма очевидно. Однако, прогнозируют аналитики, основные битвы вокруг собачьего вопроса «остались впереди». Как сообщают журналисты, клубок проблем затягивается все туже. Собаководы в Южной Корее чувствуют себя опустошенными. И из разных мест все громче раздаются голоса несогласных.
«Если мне придется закрыться, учитывая моё нынешнее финансовое положение, у меня просто нет ответа на вопрос, что мне делать дальше, — заявил агентству Рейтер Ли Кен Сиг, управляющий фермой в пригороде Сеула, на которой разводят до 1100 собак. — Я занимаюсь разведением собак уже 12 лет, и всё это так неожиданно».
Покупатель также успел отреагировать на призывы гуманистов.
Согласно опросу, проведенному Gallup Korea в прошлом году, почти две трети респондентов выступили против употребления собачьего мяса. Только 8% опрошенных сообщили, что ели собачатину в прошедшем году, что значительно меньше 27% в 2015 году.
Представитель Корейской ассоциации собак, употребляемых в пищу (The Korean Association of Edible Dogs) заявлял, что на самом деле от «гуманизма» пострадает гораздо больше ферм и ресторанов, чем про то рассказывает правительство. Слова представителя передает Reuters. Ассоциация заявила, что закрыться должны будут 3500 ферм, выращивающих 1,5 миллиона собак, и 3000 ресторанов, что почти вдвое превышает цифры, заявленные официальными лицами.
Самый первый в списке принципов устойчивого развития гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой».
Южнокорейский случай демонстрирует явную разбалансированность принципов устойчивого развития и популярного гуманизма. Так при реализации гуманного в общих чертах тезиса, про «запрет на съедение мясо собак», обездоленными оказываются десятки тысяч людей, которым при введении соответствующих запретов гарантированы нищета и голодное прозябание.
Суть российского клубка проблем и конфликтов тоже в собачьем вопросе. Правда у нас, в отличии от Южной Кореи не люди поедают мясо собак, а собаки поедают мясо людей. В Республике Бурятия, где бездомные собаки слопали четырех человек, был принят закон, разрешающий отлов и уничтожение собак. Похожий закон был принят и в Магаданской области. Оба закона противоречат нормам, заложенным в так называемом «Законе Бурматова», который регулирует правила и нормы гуманного обращения с животными.
На страницах СМИ немедленно Так «РГ» сообщает, что в Госдуме резко раскритиковали закон, позволяющий усыплять бездомных, больных и опасных собак, отловленных на улицах, который приняли депутаты Хурала Бурятии.
«Почему?, — задается риторическим вопросом издание. — Ведь, казалось бы, еще летом нынешнего года федеральным законом регионы наделили правом самим решать судьбу безнадзорных животных. А в самой Бурятии за последние годы собаки загрызли насмерть четверых человек».
Ответ озвучил первый зампред комитета Госдумы по охране окружающей среды Владимир Бурматов. В интервью «РГ» он выступил с резкой критикой решений бурятских депутатов. Он уточнил, что полномочия регионов не предполагают массового истребления животных, это по-прежнему в российском законодательстве уголовное преступление: «У нас нет в федеральном законе ни термина «эвтаназия», ни «усыпление», ни «гуманное убийство». Да, регионы имеют широкие права: могут вводить регистрацию животных, заниматься стерилизацией, проводить мониторинг популяции, запрещать самовыгул, штрафовать за него. Но в федеральном законе ничего не сказано про «открытие сафари на бездомных животных».
Также депутат раскритиковал и инициативу законодателей Перми, где сейчас обсуждают идею об ограничении числа животных, которых можно держать в одной отдельно взятой квартире: «А кто этих кошек и собак будет считать и как? У нас ведь жилище по Конституции неприкосновенно. Я, например, к себе в квартиру не пущу никого и никогда. И второй вопрос к инициаторам этой «замечательной» идеи. А что делать тем, у кого по нормам окажется больше животных? Люди же их просто выкидывать начнут. Поэтому, на мой взгляд, это бесполезная и, более того, вредная инициатива».
Между тем список региональных инициатив против «Закона Бурматова» множится. Как сообщает издание Регнум, власти Магаданской области приняли закон, позволяющий усыплять бездомных собак, которых выловили и поместили в приют. «Десять лет без права переписки» предписано тем животным, которые были отловлены, и за 10 дней не смогли сыскать себе новых хозяев.
По версии Регнума, означенный документ принят региональным правительством и подписан губернатором 27 ноября, он вступит в силу с 1 января 2024 года.
В пункте пятом нового закона о содержании бездомных собак в приютах прописано, что, если собаке в течении 10 дней не нашли нового хозяина и её не забрал предыдущий владелец, то животное могут усыпить. Усыпление, согласно документу, проводится, если подтверждено, что собака неоднократно проявляла агрессию либо страдает заболеванием, которое вызывает у неё тяжёлые страдания. При этом зоозащитники всерьёз обеспокоены тем, что этот пункт в итоге будет трактоваться однозначно не в пользу животных.
Прецедент Магаданской области Владимир Бурматов также не оставил без внимания. Он заявил, что «такое решение противоречит федеральному закону». Напомнил, что власти региона не пользовались гуманными методами для снижения популяции бездомных собак, а сразу решили от них избавляться.
Бурматов также от метил отметил, что законом (Его имени – ред.) установлены определённые рамки, а именно обращение с животными гуманно и регулирование их популяции не жестокими методами: мониторинг популяции, идентификация, регистрация, вакцинация, пожизненное помещение в приюты, запрет самовыгула и штрафы для владельцев, которые избавляются от животных. Депутат выразил мнение, что в Магаданской области и в Бурятии, принявшей несколькими днями ранее аналогичный закон, но предусматривающий 30-дневный срок нахождения собаки в приюте, не воспользовались ни одним из перечисленных методов: «Поэтому с моей стороны точно так же, как и в ситуации с Бурятией, будет направлен депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить на соответствие федеральному законодательству решение, которое было принято на уровне субъекта РФ депутатами в Магаданской области».
Бурматов отметил, что, принимая такие решения регионы идут по, как им кажется, самому лёгкому пути, но это вовсе не эффективный способ борьбы.
Например, в той же Бурятии несколько лет назад пробовали в нарушение закона массово убивать животных, но это никак не изменило ситуацию с бездомными животными, наоборот их популяция только росла, как и количество покусов.
Конечно, ответ Генеральной прокуратуры поставит все точки над «И»,. Примечательно, что ранее, в беседе с журналистами «ЭкоГрада» Владимир Бурматов рассказывал о деталях процедуры принятия «Закона». Из рассказа следовало, что при формулировании «Закона» были учтены все без исключения мнения и доводы. Таким образом «Закон» стал результатом консенсуса общественных мнении. Другое дело, что общественные представления, выраженные в основном пламенными активистами, не совпало с реалиями жизни. Таким образом региональные СМИ, правда косвенно, именно на Владимира Бурматова возлагают моральную ответственность за каждую очередную жертву нападений бездомных собак.
Как сообщает издание orengrad.ru, после трагедии в Оренбурге, когда стая собак загрызла 8-летнего ребенка, автор закона о гуманном отношении к животным, первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов прокомментировал, что мол «во всем вина властей Оренбурга, которые ничего не сделали, чтобы обезопасить граждан».
Так в интервью «Говорит Москва» Бурматов заявил, что «нужно сажать руководство города по нескольким статьям: преступная халатность, возможное нецелевое расходование денежных средств, неисполнение должностных полномочий, которое повлекло гибель человека».
Издание отмечает, что по каждому случаю, когда собаки нападают на людей, Бурматов произносит «одни и те же слова».
Журналисты иронизируют, мол «скандальный «собачий закон», который парламентарии приняли большинством голосов, регионы даже спустя шесть лет так и не смогли исполнить в полной мере. Хотя, как напомнили журналисты Оренбурга, в числе поддержавших «Закон» были и депутаты от Оренбурга: Игорь Сухарев, Юрий Мищеряков, Сергей Катасонов, Роман Романенко.
В итоге в Оренбурге собачьего приюта нет, констатирует издание, а деньги на работу с беспризорными псами выделяют мало.
Далее приводится статистика. За первые три месяца смогли отловить и стерилизовать не больше 250 особей. В 2021 году стерилизовали всего 400 собак за 3 миллиона рублей. В 2022 выделяли на эти цели на 2 миллиона больше. Существенно это проблему не решило.
И это похлже общая проблема. Общественная палата сообщат, что в регионах России почти не ведется мониторинг ситуации с бездомными животными. Об этом сообщаект издание «РГ».
В большинстве регионов России нет достоверных данных о количестве бездомных животных, мониторинг часто поручается организациям, заинтересованным в определенном результате. Более того, часто региональные власти не анализируют ситуацию с жалобами и обращениями населения. Общественная палата предлагает создать отдельный орган, ответственный за обращение с животными, а также ввести на федеральном уровне конкретные цели по обращению с ними. Об этом говорится в специальном докладе ОП, который опубликован «Российской газетой».
Издание orengrad также напоминает, что о несовершенстве закона заговорили, когда страшная трагедия произошла в Забайкалье, где собаки загрызли 7-летнюю девочку. Местные депутаты и чиновники обращались в Госдуму, правительство России с просьбой пересмотреть гуманный закон и разрешить умерщвление животных. Обращение из Забайкалья было поддержано властями соседних регионов.
Так о пересмотре «Закона» заговорили и в Челябинской области, когда стая напала на 11-летнюю девочку, и серьезно её покалечила. Южноуральцы потребовали наложить вето на «собачий закон», чтобы сократить численность бродячих псов усыплением.
Как отмечали эксперты, агрессию в населенных пунктах проявляли именно «чипированные» животные.
Депутаты Республики Башкортостан после очередной трагедии также попытались внести законопроект о поправках в «закон Бурматова», но инициативу проигнорировали сверху.
Напомним, что «Закон», который для краткости называют «законом Бурматова», был принят в 2018 году, согласно которому отстреливать псов нельзя. Категорически. Мощи «лоббистских возможностей Владимира Бурматова можно только позавидовать. При всём потоке возмущений с мест «Закон» скандальный федеральный закон так и не стали пересматривать, и тем более вносить изменений. Холтя, как отмечают журналисты, только за время с начала скандала погибли 391 человек. При этом, как отмечает издание, депутат Бурматов всякий каждый раз только вновь грозит регионам новыми и новыми штрафами и посадками в тюрьму чиновников после случившихся трагедий. Нашумевший случай произошел в Астрахани, где в конце марта в Астрахани от стаи собак погибла женщина.
Журналисты рассказали, что на фоне трагедии, в апреле 2023 года в Госдуму поступил законопроект, который позволил бы субъектам РФ самостоятельно применять меры по сокращению численности безнадзорных кошек и собак. Документ был зарегистрирован и передан председателю Госдумы Володину. О дальнейшей судьбе законопроекта пока неизвестно.
Тем временем, в каждом регионе врачи подсчитывают число покалеченных от укусов бродячих собак, следователи фиксируют смертельные случаи, а жители бьют во все колокола и подписывают петиции, чтобы их наконец услышали.
Предложения регионов о том, чтобы «гуманно усыплять» бродячих собак упираются в противостояние со стороны зоозащитников.
Так, певица, актриса и владелица приюта для животных Илона Броневицкая напомнила, что в России есть города, которые показали положительный пример по решению проблемы безнадзорных животных. Это Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Там низкие показатели нападений бродячих собак на людей, а смертельные случаи за последние годы зафиксированы только после нападения псов, имеющих хозяев.
Последние светлые годы были отмечены разоблачением отменой многих крылатых фраз и выражений от великих людей. Историки, например, утверждают, что знаменитая фразу «Жизнь — это борьба» идеолог коммунизма Карл Маркс никогда не говорил и не писал, а по одной из версий надпись «Жизнь – это борьба» была нанесена на надгробии его дедушки.
Так или иначе вокруг «скандального закона Бурматова» развернулась настоящая борьба. Ежемесячно в орбиту этой борьбы включаются все новые люди, города, регионы. И как во всякой борьбе в этой есть жертвы – 391 человек. И пусть кто-т о скажет, что жертвы эти были не напрасными на пути к победе. И кто победитель?
Игорь Белый, Игорь Солонцов