Гибельный для Байкала законопроект «поднимает паруса»

23 и 24 марта 2023 г. проходили парламентские слушания проекта федерального закона № 161119-8 «О внесении изменений в статьи 11 и 25-1 Федерального закона «Об охране озера Байкал»,

новое название — «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в части определения особенностей земельных отношений в центральной экологической и буферной экологической зонах Байкальской природной территории)». 

Отрицательные отзывы на него представили Координационный совет при ОП РФ, ВООП, и еще ряд организаций и специалистов, на самих слушаниях против него выступали все представители науки, а также юристы, даже представитель МИД.

В чем причина? Законопроект противоречит законодательству, может нанести огромный ущерб оз. Байкал.

1.Он фактически разрешает проведение сплошных санитарных рубок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ). Снятие запрета на них грозит не только лесам, но и Байкалу, т.к. следствием рубок в ЦЭЗ непременно станет масштабная водная эрозия.

2. Исключаются нормы о запрете перевода земель лесного фонда в иные категории земель ив результате практически любой земельный участок в ЦЭЗ может быть включен в границы населенного пункта или особой экономической зоны, исключен из земель лесного фонда, предоставлен в частную собственность и застроен.

3. Еще одно нововведение — из законодательства РФ исключается единственная конкретная норма, определяющая правовое положение объектов природного наследия.

 

Я также смог высказаться (23 марта), через ВКС: «В последние 20 лет прибрежные поселения Ольхонского района (речь о побережье байкальского пролива Малое Море) увеличивались в размерах столь же стремительно, как это делают пятна нефти на воде. Они расширялись за чет включения в их границы сотен гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Все остальные байкальские побережья либо не имеют земель этой категории, либо их очень мало, зато на них резко преобладают земли лесного фонда. С нарушениями законов, они также включаются в границы населенных пунктов. Яркий пример – пос. Заречье в Бурятии. В 2021 г. здесь 135 га исключены из лесного фонда и отнесены к землям населенных пунктов. Данный законопроект позволяет кардинально увеличить площади поселений на берегах Байкала за счет лесных земель — подобно тому, как они увеличивались в Ольхонском районе за счет реликтовых степей. В результате берега Малого Моря превратились в эпицентр экологического кризиса на Байкале. Почти весь «прирост» прибрежных поселений приходится на туристические объекты. В современных условиях, это и есть главный источник загрязнения Байкала. Из-за которого Колодец Планеты медленно, но верно, теряет свою чистоту. Принятие данного законопроекта уже в ближайшей перспективе резко увеличит объемы бытовых сточных вод, дренирующихся из тысяч выгребных ям, что кардинально усилит процессы эвтрофикации, губительные для Байкала. Из-за них мелководная зона уже непригодна для питья, а в местах массовой застройки – непригодна и для купания. А ведь речь идет о Колодце Планеты!
 О снятие запрета на сплошные рубки. Утверждается что его первоочередная цель – сохранение темнохвойной тайги хр. Хамар-Дабан (Южный Байкал), гибнущей от болезней и насекомых-вредителей. Но в итоге на пройденной санитарными рубками территории этого хребта мы можем потерять не только кедр и пихту, а ещё и всю прочую древесную растительность, вместе с травяной, причем очень надолго.
 Невозможно вырубить (и вывезти) «наиболее поврежденные леса (сухостоя больше 30%) на площади 1950 кв. км» без катастрофической эрозии склонов. На хребте Хамар-Дабан выпадает самое большое в Иркутской области количество осадков – 1200 мм в год. Благодаря им здесь и сохранился массив темнохвойной тайги, а также целый комплекс реликтовых видов растений. Но столь обильные осадки чрезвычайно обостряют риск эрозии. Лесосеки и сеть лесовозных дорог откроют для нее «зеленый свет». На Хамар-Дабане разрушительные селевые потоки гораздо вероятнее по причине сплошных рубок, а не пожаров в засохших лесах, на опасность которых указывают защитники законопроекта. 1200 мм годовых осадков резко снижают риск лесных пожаров, а также ускоряют гниение погибших деревьев. Смытая со склонов почва попадет в оз. Байкал и увеличит масштабы эвтрофикации».

Но все замечания и возражения явно не находили понимания у авторов проекта, присутствовавших представителей власти и бизнеса. «Паруса» законопроекта наполнял их дружный «одобрямс». Все аргументы противников отметались одной общей кучей, без разбора и обсуждения. Мнения профессионалов, в том числе по лесному хозяйству, болезням леса, либо оставлялись без внимания, либо чуть ли не высмеивались.

Вячеслав Александрович Фетисов — председатель Всероссийского общества охраны природы, отправил письмо на имя Президента РФ с просьбой не принимать этот законопроект. Не знаю, как до Президента, а до защитников законопроекта письмо не только дошло, но и вызвало их мгновенный ответ. На слушаниях 24 марта мэр (по его словам, приехал за собственный счет) Ольхонского района вручил В.А. Фетисову обращение «жителей района», которым не понравилось письмо на имя Президента.

Гибельный для Байкала законопроект «поднимает паруса» - фото 2На слушаниях дважды выступала (23 и 24 марта) Ю.В. Саенко — доцент кафедры юриспруденции Сибирского государственного университета геосистем и технологии, представлявшая ОП Иркутской области.

 

Она не только оказывает юридические услуги застройщикам и землевладельцам Ольхонского района, но и в какой-то мере стала рупором так называемогоГибельный для Байкала законопроект «поднимает паруса» - фото 3 «ольхонского протеста». На слушаниях Саенко была эмоциональна и патриотична. Пафосно выступила в защиту «такого биологоческого вида, как человек». «Вернутся участники СВО – а домов нет!». Т.е. продолжается откровенная ложь о «массовом сносе домов». С 2018 г. в Ольхонском районе было несколько сносов турбаз (их общее число — около тысячи), а не домов. За последний год вообще ничего не снесено, но стенания о «выселении местных жителей с Байкала» не утихают. Сверкнула знаниями: «происходящая естественная гибель лесов – сукцессионные процессы, когда один биологический вид заменяет другой. И мы будет на это смотреть?! Результатом сукцессии сейчас будет естественная гибель лесов, потом будет обмеление озера, запустынивание и – заболачивание!». Парламентарии внимали этому бреду…

Ольхонский район – не только крупнейший центр байкальского туризма, то также и эпицентр земельных махинаций и массовой застройки, как результат – эпицентр экологического кризиса на Байкале.

А еще это центр антиэкологического протеста. Его декларируемая цель — «позволить жить местномунаселению» (быстро растущему, в отличие от всех «небайкальских» сельских поселений Иркутской области). Истинная цель – развязать руки чиновничеству и бизнесу в их желании заработать на эксплуатации Священного Моря, не считаясь с экологическими последствиями.

 

Виталий Рябцев