В V—VI веках, в Китае, под большим влиянием даосизма, сформировалась одна из важнейших школ всего восточно-азиатского буддизма, — Дзен. Это школа мистического созерцания, учение о просветлении и практика медитации, позволяющая достигнуть вершин в самореализации и просветлении.
Ученики дзэн не полагаются на великих богов, а следуют по своему духовному пути. Это одна из самых известных школ буддизма в Японии и многие аспекты японской культуры находятся под его влиянием и даже появились благодаря ему. Японские сады, культура бонсай, чайные церемонии, даже боевые искусства — во всём можно найти его следы.
Дерево- образ
Слово “бон-сай” пришло к нам из Японии и означает «посаженный в плошку». У веяния этого – огромная история, более 4-х тысяч лет! Сегодня в мире есть живые образцы бонсая, которым 300, 500 и даже 1000 лет! Главной целью выращивания бонсай является создание миниатюрного, но реалистичного образа дерева-личности в природе, которое идет своим путем. Эти деревца не являются генетически карликовыми деревьями, а с помощью специальных приемов специфически выращивают любые древесные растения. Чем меньше бонсай (иногда всего несколько сантиметров в высоту), тем более абстрактным, а не реалистичным становится образ.
Две родины
Родиной бонсая считается Китай. Именно там зародилось своеобразное искусство выращивания «деревцев на тарелке», и случилось это более 4 тысячи лег назад. Однако вторую родину бонсай обрёл в Японии. Здесь это искусство достигло своего совершенства: больше тысячи лёт японцы разрабатывали систему канонов, включающую требования к облику самого растения, размеру, виду и форме кроны, его сочетанию с аксессуарами, а также чёткие правила экспозиции.
Эти миниатюрные деревья, которых заставили расти в столь непривычных условиях, обладают разумом, характером и собственной судьбой. Не у каждого хозяина бонсай вырастет, потому что не каждый бонсай полюбит своего хозяина и подчинится его рукам. Некоторые растения, — настоящие личности, — предпочтут умереть, но не покориться.
Красота в плошке
Бонсай — это выращенное деревце на тарелке, которое сохраняет черты, типичного представителя своего вида: очертания кроны, форму листьев и иголок, положение веток, конфигурацию ствола. А процесс создания бонсая — это растениеводство наоборот: человек не ускоряет рост растения, а замедляет его. Самые крошечные деревца-бонсаи (мамэ) имеют размер до 2,5 см, а самый «гигантский» бонсай (бондзю) — больше 1 метра.
Для создания бонсая выведены около 400 видов растений. Это могут быть сосна, кипарис, можжевельник, лиственница, туя. Из лиственных деревьев подходят дуб, ива, берёза, граб, рябина, клён, бук и многие другие. Невероятно привлекательно выглядят деревья с плодами или цветами: гранат, персик, акация, мирт, цитрусовые, гуайява, магнолия, слива, вишня.
Истинный бонсай должен нести отпечаток времени. Поэтому к бонсаям относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Очень ценятся прихотливо загнутые или «художественно» сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Всё это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчёркивает естественность.
Сквозь малое — большое
Мастера бонсая исповедуют принцип «сквозь малое — видеть большое». Уменьшая размер тела, создатель бонсая тем самым увеличивает духовный смысл жизни растения. Однако растение терпит манипуляции над собой только из изначальной любви к человеку и требует такой же безграничной любви в ответ. А также определённых личностных качеств: справедливости, мудрости, доброжелательности, деликатности. Главное для мастера — не перейти ту грань, за которой происходит нарушение физиологически необходимых дереву процессов, и тогда бонсай спасти будет трудно. Дерево просто «не захочет» жить.
Идеал в хаосе
Существуют две школы бонсая — японская и китайская. Японцы стремятся к созданию гипотетически идеального дерева, а китайские мастера предпочитают формы с элементами «хаоса».
В любом случае сотворение бонсая требует понимания и чувствования законов природной гармонии. Развитие самого мастера-создателя, воспринимающего гармонию природы через разум и чувства, приближает его душу к Творцу-архитектору всей Природы и этого Мира.
Искусство бонсай — это во многом синтез навыков и талантов, относящихся к нескольким отдельным видам искусства, особенно к скульптуре, ведь бонсай, по сути, есть скульптурная композиция из натуральных элементов.
Одной из вершин искусства бонсай является создание на блюдце миниатюрных ландшафтов, когда выращивается не одно деревце, а воссоздаётся целый кусочек природы, с цветущим садиком, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами.
Философия и поэтика
Бонсай — это искусство, поэзия и философия, уходящие вглубь веков. Разработанные стили и их названия как нельзя лучше это демонстрируют.
Стиль «сякан» показывает картину, в которой дерево сопротивляется ветру, а в стиле «икадабуки» ветки должны расти вверх и точно по вертикали. Очень сложный стиль — «тёкан». Хотя, казалось бы, чего тут сложного — просто дерево с идеально прямым мощным стволом. Но дело в том, что даже в обычной природе такие идеальные стволы встречаются весьма редко и идеально прямыми деревья вырастают лишь при сложении нескольких природных условий. В стиле «сокан» — раздвоенный ствол даёт рост двум стволам, — «родителю» и — «дитю». Первый должен быть более основательным и мощным. Красоту такой композиции составляет гармония между стволами, которых может быть и три, и пять.
В стиле «кэнгай» дерево растет каскадом. Оно имитирует растение, что свешивается красивыми каскадами с обрывов или скал. Одним из самых красивых, изящных и сложных стилей считаетсястиль «будзинги», который появился в XVII веке. Здесь деревца напоминают как бы изящные рисунки тушью, что создаются лёгкими и невесомыми взмахами кисти. Главное в будзинги — изящный, причудливый, тонкий ствол, словно выписанный в пространстве. Ствол снизу абсолютно лишён каких-либо листьев. Вся зелень сосредотачивается наверху, причём располагаться она должна уступами — одни ветки над другими. В стиле «неагари» — главный упор делается на обнаженные корни растения, которые должны расти снаружи, высоко над грунтом и быть причудливо перекрученными и выгнутыми…
Как видим, различные стили бонсая символизируют философские понятия, истины и человеческие качества. Прямостоячий стиль — основательность, надёжность, прямолинейность. Неформальный — элегантность, гибкость, устремлённость. Каскад, полукаскад — любовь к риску, склонность к стремительным переменам. Склонённое ветром — сильные люди, сопротивляющиеся невзгодам. Стиль «роша» — семейные ценности, мёртвая древесина на хвойных и хвойные вообще — мудрость, обстоятельность, неизменность принципам.
Бонсай подчиняется не только природе, но и духу времени, разные времена требуют разных бонсаев и порождают свои бонсаи.
Бесценное наследство
Бонсай замечательны тем, что их может создавать не один человек, а целые поколения, которые передают его от одних наследников к другим. Чем больше деревцу лет, тем сильнее и крепче связь между поколениями. И тем бесценнее становится сам бонсай. Возраст некоторых достигает 300-800 лет! Такие экземпляры, как правило, хранятся в частных коллекциях и практически недоступны для широкой публики.
Из доступных для любования — миниатюрные деревца из токийского сада Хаппоен. Так, более 600 лет почтенной и достопочтенной Сосне Лунного Света. Первым её хозяином стал местный князь Сингэн Такада, и за шесть веков их сменилось немало. А бонсаю-можжевельнику из музея Shunkaen в Токио вообще около 800 лет! И это не только один из самых старых бонсаев в мире, но и один из самых дорогих! Самым же старым бонсаем на данный момент считается бонсай фикус ретуза из музея Креспи в Италии. Возраст дерева более 1000 лет и высота его больше 2 метров.
Императорский бонсай называется Токугава. Этой сосне около 500 лет. И, как рассказывает легенда, именно из-за нее один из сёгунов могущественной династии забросил все свои императорские дела, отрёкся от трона и посвятил всю свою жизнь выращиванию бонсая.
В американском дендрологическом саду стоит белая бонсай-сосна Ямаки. Ей 375 лет. Она находилась в Хиросиме, когда этот город подвергся бомбардировке Америкой. Но бонсай не пострадал и семья Ямаки подарила его питомнику в США, в знак Благодарности, что они все-таки остались живы…
Для процветания и благополучия
Бонсай — растение крайне чувствительное и отличается очень сильной энергетикой. Оно способно впитывать в себя все мысли, чувства и переживания хозяев дома и оказывать на них благотворное влияние. Считается, что он направляет людей на правильный путь, помогает им не зацикливаться на материальных благах, оберегает духовность, а также сохраняет связь с природой. Благодаря миниатюрному деревцу в доме воцаряется атмосфера любви и счастья. У хозяев дома, где много лет живёт бонсай, развивается интуиция, одни учатся толковать сны, другие начинают видеть будущее, и это чудесное предвидение не даёт им совершать серьёзные ошибки в жизни.
Эти чудесные растения помогают человеку найти причины своих болезней в собственном характере, поведении, мыслях и чувствах, изменить себя и своё отношение к миру. При этом, обладая собственным крепким телом, они повышают иммунитет и укрепляют организм человека. Наибольшего расцвета искусство бонсай достигает в периоды процветания и благополучия всего общества.
Василий Климов