Зеленая дипломатия в условиях глобального геополитического и экологического кризисов. Наверное, так можно сформулировать основное направление активных и профессиональных дискуссий, развернувшихся на ХIII всероссийском форуме «Экология» 23-24 мая на площадке Центра международной торговли в Москве, основным организатором которого по традиции стал депутат Государственной Думы России Н.С. Валуев
Этот Экофорум выгодно отличается от аналогов тем, что носит некоммерческий и экспертный характер, собирает политиков, законодателей, руководителей и главных специалистов федеральных и региональных природоохранных органов, научных и экспертных организаций, некоммерческих профильных объединений, банковского сектора, бизнеса и прессы.
Вот и на этот раз все регионы России были представлены более чем 800 участниками форума на 20 панельных дискуссионных площадках. В пленарном заседании с базовыми докладами выступили, опять же по традиции, основные феминистские столпы федеральной экологической политики Светлана Радионова, Ольга Тимофеева и Елена Шаройкина, а также председатель профильного комитета Думы Дмитрий Кобылкин и руководители федеральных ведомств.
Примечателен факт полного отсутствия на форуме руководства Минприроды России, что указывает на некий раскол природоохранной федеральной элиты. В целях экономии времени читателя приведу лишь краткие и самые примечательные на мой взгляд высказывания спикеров.
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова отметила, что проверки им в этот году запрещены (только вместе с прокуратурой – авт.) и эта безнадзорность бизнеса покажет степень ответственности бизнеса за экологические последствия производственной деятельности каждого предприятия. Попутно язвительно прошлась по ущербности применяемой отечественной технологии «якобы обезвреживания аж нескольких тысяч разных видов отходов одновременно» на одной малогабаритной установке, отметив при этом проблемность сферы обращения с опасными отходами.
Руководитель ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев, подтвердив актуальность реформы управления опасными промотходами и общую актуализацию экологической повестки, указав на необходимость повышения прозрачности отрасли обращения с отходами. При этом отметил неустойчивое положение 8 региональных операторов ТКО в России, так и не работающий механизм расширенной ответственности производителей, необходимость выделения 500 млрд рублей на 1000 объектов утилизации ТКО, представления регоператорам ТКО актуальных данных по гражданам-плательщикам за услуги, рассмотрения Думой законопроекта о вторичных материальных ресурсах, а также о планах ППК РЭО привлечь 100 млрд рублей для инвестирования в отрасль под 6% годовых, в основном за счет выпуска «зеленых облигаций».
Председатель комитета Думы Ольга Тимофеева, в свою очередь продемонстрировала озабоченность отсутствием средств у региональных операторов ТКО на реализацию инвестиционных программ, ростом коррупции в сфере экологии, отметив при этом, что России нужна единая экологическая партия со своей политической программой.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов заявил о необходимости вовлечения населения в природоохранную деятельность.
Заместитель председателя Общественного совета Минприроды РФ Альбина Дударева считает необходимым передать объекты размещения отходов в управление государству, поскольку бизнес-структуры, заполнив полигоны отходами, бросают их и перекладывают бремя рекультивации на плечи государства. В настоящее время лишь небольшая часть таких полигонов включена в программу «Чистая страна».
Порадовала меня и компания «Большая тройка», руководитель которой объявил о создании первой в стране биржи отходов, что нами публично предлагалось сделать еще лет пять назад.
На сессии по экологизации нефтегазодобывающего сектора в стране участники отметили нехорошую тенденцию увеличения объемов сжигания попутного газа (25 млрд куб м за последний год – авт.).
Спикеры сессии по промышленным отходам констатировали неизбежность реновации и модернизации устаревших производств на 18 000 предприятиях России, в ходе которых будут образованы сотни млн тонн промышленных (включая строительные — авт.) отходов. При этом из 6000 демонтажных предприятий по факту в РФ могут эффективно работать только около 40.
Есть проблемы и в утилизации нефтешламов, за которую добывающие компании тратят до 5 млрд рублей ежегодно, но получают в результате так называемый техногрунт 4 класса опасности, который тоже влияет на состояние окружающей среды. При этом класс опасности нефтешламов, имеющих повышенный уровень радиации и содержащий ингибиторы коррозии и солеотложения, деэмульгаторы должны быть 2 класса (высокоопасные отходы – авт.).
Многие участники форума говорили о неработающем механизме расширенной ответственности товаропроизводителей и импортеров продукции за утилизацию (РОП), но ряд ответственных докладчиков успокаивали аудиторию тем, что в Госдуме РФ уже рассматривается в первом чтении федеральный закон, исключающий из механизма РОП отраслевые союзы и ассоциации как неэффективные и не несущие никакой ответственности за товаропроизводителей и импортеров.
Именно это мы и доказывали последние шесть лет и вот оно, свершилось. Место союзов и ассоциаций скорее всего будет занято саморегулируемыми организациями, имеющими установленный федеральным законом механизм материальной ответственности за выполнение обязательств по утилизации своими членами.
Все такие ассоциации и союзы, в разы увеличившие расходы своих членов на утилизацию, сегодня действуют только в европейской части России или даже в пределах московского региона и самый больший географический охват имеет Ассоциация «Росшина», но и она осуществляет влияние только на 30% рынка производства шин. Для сравнения — Саморегулируемая организация «Клевер» имеет своих членов-утилизаторов в половине субъектов федерации и реально помогает развиваться своему бизнесу.
При этом основа цикличной экономики — материальные балансы в РФ, пока не применяется для расчетов эффективности производства продукции и утилизации отходов от использования товаров (ОИТ). Инфраструктура отходопереработки в стране развивается слабо (пока только 8% от объема образования ОИТ), а существующие мощности недо-загружены.
К примеру, самый рентабельный вид отходов – макулатура, перерабатывается пока примерно на 70%. Но внедрена уже новая технология производства прозрачной биоразлагаемой бумаги, тогда как 60% декларируемой производителями экоупаковки не является таковой вследствие применения неутилизируемых полимеров.
Есть подвижки и в переработке автошин. Несмотря на ограниченность объема применения резиновой крошки (не более 25% — авт.) на следующий год появилась перспектива применения этой крошки в дорожном строительстве.
Минприроды РФ планирует увеличить нормативы утилизационного сбора для ОИТ до 100 %, но цена товара должна повыситься только на 0,6 %. При этом ППК РЭО в своей политике стимулирует утилизацию и экономически заинтересовывает региональных операторов ТКО в раздельном сборе отходов.
Особое внимание эксперты форума обратили на опасность отнесения предприятиями-отходообразователями своих отходов к категории продукции или сырья, поскольку в случае, если за три года предприятие не докажет ликвидность такой продукции, то придется вносить государству плату за НВОС даже не в 5-кратном, а в 52-кратном размере.
Но наиболее важной с моей точки зрения была все же сессия по медиа-ландшафту и работе с аудиторией в сфере охраны природы. Не имея полной, достоверной и своевременной экологической информации, как это устанавливает федеральное законодательство, ни органы власти, ни население не могут планировать и осуществлять программы социально-экономического развития территорий, повышать экологическую культуру, участвовать в охране окружающей среды, минимизировать вред природе и здоровью людей. Поэтому СМИ следует увеличивать объем экологической (особенно проблемной — авт.) информации, а государственным природоохранным органам надлежит обеспечивать этой информацией население и органы власти. Пока же практики привлечения должностных лиц природоохранных органов к административной (ст. 8.5 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 237 УК РФ) за сокрытие или искажение экологической информации в России нет.
И еще множество проблем и вопросов обсуждено на Экофоруме и консолидированное мнение его участников, отраженное в объемной итоговой Резолюции, будет рассмотрено на уровне Федерального Собрания и Правительства России.
Александр Веселов — участник и спикер Экофорума