«Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания» — Интервью

Сегодня, 23 мая, в России отмечают День Земли или Симонов День, почитаемый славянами. В этот день считалось, что «Мать Сыра Земля» отдыхает. Поэтому, согласно поверьям, нельзя в этот день копать, пахать и боронить, втыкать в землю острые предметы. Также считалось что на лугах в этот день всходят самые полезные и целебные травы, имеющие особую чудодейственную силу. И поэтому в этот день первый раз в году собирали лекарственные травы.

Политолог, публицист и теолог Теймур АТАЕВ в интервью журналу ЭкоГрад о традициях Дня Земли, об отношении к нему в странах и мировых религиях.

— Теймур Октаевич, как Вы считаете, с чем связано появление таких праздников, как День Земли? Какова необходимость в таком Дне?

Ежегодно во многих странах мира уже традиционно отмечается т.н. «День земли». Изначально инициаторы выделения специальной даты под это событие основой подхода ставили обращение внимания человечества на хрупкость экосистемы Земли, с побуждением планетарного населения стать повнимательнее к ней.

Два месяца назад, 20 марта, в день весеннего равноденствия, когда длительность дня и ночи практически была равна во всех странах, мы отметили Всемирный день Земли. Месяц назад, 22 апреля, экологи разных стран отпраздновали Международный день земли, который был учрежден в 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН и поддержан более 50 государствами-членами ООН.

Резолюция Генассамблеи ООН 2009 года использует термин «Мать-Земля», тем самым подчеркивает зависимость между планетой, ее экологией и человеком.

Ведь земля — это наш дом, и об этом надо помнить не только в День земли, а всегда. Потому что бережное отношение к земле, природе каждого из нас позволят сделать нашу планету чище и лучше.

— Является ли охрана окружающей среды вопросом моральной ответственности лидеров стран, народов и мировых религий?

— Когда главы ведущих стран мира пять лет назад в Париже вели переговоры о соглашении по противодействию изменению климата, они получили четкое послание от мировых религиозных лидеров, которое было сформулировано таким образом: забота о нашей планете – это нравственный долг. Религиозные лидеры поддержали глобальное климатическое соглашение, активно выступают с призывами защищать окружающую среду, отказываться от нерационального использования естественных ресурсов Земли.

Весьма симптоматично, что, например, в ряде мечетей Дню Земли посвящаются пятничные хутбы, затрагивающие мировые экологические проблемы, с освещением обязанностей верующих по отношению к окружающей среде, заложенных в Коране.

Вопрос, однако, в том, что сложившаяся на сегодня ситуация с природой актуализирует обращение к этой тематике со стороны соответствующих госструктур и общественных объединений, глав государств и духовных лидеров значительно чаще. Окружающая среда включает в себя, в целом, все живое; воздух, которым мы дышим; воду, необходимую для нашего существования; землю, «производящую» для нас еду. Говоря другими словами, это – важнейшая подпитка для организма, т. е. нашей жизни.

Парадокс заключается в том, что, если раньше под защитой окружающей среды понималось «всего лишь» ограничение отрицательного влияния на нее человеческой деятельности, сегодня речь идет о спасении (в буквальном смысле слова) природы от действий и бездействия людей. Здесь подразумевается загрязнение водных ресурсов мусором, строительными и др. материалами; атмосферного воздуха – промышленными предприятиями и транспортными средствами; сокращение численности лесных ресурсов (вырубка деревьев) и т. д.

Эти моменты создают проблематику для биоразнообразия (разнообразие жизни на Земле и формируемой им естественной системы), предусмотренного в качестве поддержки функционирования глобальной окружающей среды. В частности, резко сокращается фауна. Неуважение с нашей стороны к земле приводит к эрозии почвы, уменьшению ее плодородия. Безусловно, природные катаклизмы не дремлют, приводя, например, к угрозе опустынивания 1/3 поверхности Земли и пятой части населения мира. Но, к сожалению, именно вследствие небрежного отношения человечества к природе, исчезают элементы, необходимые для поддержания условий нашей жизнедеятельности.

— С чем Вы связываете такой беспредел по отношению к «Матери-Земле»?

— В глобальном плане, наиболее отрицательный результат такого людского беспредела просматривается в нарушении предусмотренного Всевышним формата мироздания, в особенности через призму ее Величества З-земли — с заглавной и прописной буквы. Возможно, последний акцент кто-то может воспринять с сомнением, но могу привести коранические строки из разных сур о сотворении людей Аллахом «из земли». Помимо этого, аспект земли неимоверно широк в своем предназначении. Ведь, установив «землю для тварей», Всевышний поместил на ней «незыблемые горы и реки» и взрастил «всякие великолепные пары растений».

Наше здоровье в немалой степени исходит из земли, а отсюда – необходимость бережного отношения к ней, благо Господь говорит о «зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен» (сура «Корова»: 261).

Мы же, как о том говорилось выше, пусть и не всегда сознательно, наносим ущерб земельным угодьям, водоемам, т. е. всему, что поддерживает нас. Своим неблагодарным отношением к дарам Бога, мы отравляем не только свою, но и жизнь последующих поколений – по причине порождения «некачественной» землей массы проблем сейчас и на перспективу.

Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания. И поэтому всем миром надо постараться сберечь созданное Творцом мироздание – для самих себя и потомков!

Беседовал Вагиф Адыгезалов