«Доброе слово экология»: как содействовать чтению и досугу с ним?

Для Проекта «Доброе Слово Экология» как профессионально работающей с детьми структуры особое значение имеет взаимодействие с региональными властями и другими структурами для обеспечения лиц с особенностями развития необходимой и соответствующей литературой.

«Доброе слово экология»: как содействовать чтению и досугу с ним? - фото 1

Социокультурный детский проект экологической ориентации «Доброе Слово Экология», позднее трансформировавшийся в экологическое общественное движение (далее — ОЭД ДСЭ, Проект), разрабатывается Креативным центром при московском экологическом журнале «ЭкоГрад», учреждённом Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — ДПИООС), — с 2014 года при поддержке самого ДПИООС и Московского отделения Всероссийского общества охраны природы. Одним из основателей движения был Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный для реализации долгосрочных проектов, основанных на принципах социального предпринимательства, но вскоре прекративший сотрудничество с идейным вдохновителем движения — журналом «ЭкоГрад», поскольку благотворительный характер акций не полностью вписывался в профиль его деятельности.

Проект «ОЭД ДСЭ» предусматривает реализацию комплекса мероприятий практической помощи социально незащищенным слоям населения (в основном детям) силами эко-волонтеров. В рамках проекта издается и распространяется иллюстрированная экологическая литература, которая доставляется профильным фокус-группам — детям, подросткам, требующим коррекционного воспитания и обучения, сиротам, инвалидам, больным, объединенным в социальным учреждениях. Вся помощь предоставляется бесплатно — затраты несут спонсоры проекта, учредители предоставляют силу волонтёров. Для проекта используется популярная литература, не представленная в патронируемых учреждениях в достаточном количестве, или выпущенная специально для них.

Задачи проекта:
— Формирование экологического мировоззрения, начиная с детского возраста;
— Работа с детьми и подростками в области экологического образования и просвещения; — Бесплатное обеспечение экологической литературой социальных, образовательных, коррекционных и лечебных детских учреждений, учреждений для лиц с ограниченными возможностями;
— Вовлечение детей, подростков, молодежи и студентов в эко-волонтерское движение;
— Обучение волонтеров посредством тренингов, лекций, ознакомительных практических занятий в области экологии, биологии, природоведения.

Креативный центр «ЭкоГрада» заранее готовит списки литературы для детей с особенностями развития с учётом региона и методические указания по организации GR-взаимодействия.

Соответственно предварительно на основе соцопросов и соцанализов оценивается численность и влияние маргинального контингента в среде детей и подростков данного региона, их предпочтения и ментальные особенности.

В больших городах России по сравнению с остальными городскими поселениями респонденты больше предпочтений отдают образцам массовой культуры (просмотру сериалов), чем чтению разнообразной литературы, классической музыке, театру, изобразительному искусству и самообразованию в целом.

«Доброе слово экология»: как содействовать чтению и досугу с ним? - фото 2

Но вместе с тем, в больших городах регулярно смотрят ТВ 57% россиян, а других городах – 66%.

В этом исследовании социологи классифицировали большие города как те, где живут больше 250 тыс. человек. А Москва и Петербург по сравнению с остальной Россией уже как другая страна. (см. «Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Институт социологии РАН).

«Доброе слово экология»: как содействовать чтению и досугу с ним? - фото 3Большинство подростков читают в свободное от учебы время, эта доля неизменно выше 70% в период с 2010 по 2017 гг. В селах и городах регионального значения доля читающих подростков более стабильна, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В 2010 г. в городах периферии она 77%, в селах 80%, а в 2017-м соответственно 82,3% и 92%. В городах федерального значения с 2013 до 2017 г. количество читающих в свободное от учебы время детей снизилось с 90% до 62,8%. Эта разница представляется существенной и позволяет предположить о том, что время, которое раньше дети, проживающие в центре, тратили на чтение, теперь тратят на что-то ещё.

Подростки в Москве и Питере читают почти на треть меньше, чем их сверстники в остальной России. На что тогда они тратят сэкономленное время?

В Москве и Санкт-Петербурге доля детей, занимающихся фотографией, театром и танцами выросла с 2010 г. с 11,9% до 39,5%, тогда как в городах регионального значения и селах она стабильна в пределах от 16% до 20% все эти годы (и в сёлах, и в городах). Объяснение может быть, в растущей популярности подобных творческих направлений.

«Доброе слово экология»: как содействовать чтению и досугу с ним? - фото 4Есть также отличия в количестве детей, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, которые занимаются иностранным языком, от количества детей, занимающихся им в городах периферии и селах. В центре это значение выросло с 11,3% в 2010 г. до 30% в 2017 г., в городах регионального значения с 11,4% до 21,7%, тогда как в селах изменений практически нет, с 2010 г. показатель изменился с 10,3% до 13,6%.

Итак, подростки в Москве и Петербурге меньше читают, чем их сверстники в остальной России, но больше тратят времени на творчество и изучение иностранных языков. Это отражает переход двух столиц в экономики постиндустриального типа (с преобладанием сферы услуг), тогда как остальная Россия всё ещё проживает индустриальный период (но он тоже на исходе). По историческому времени остальная Россия отстаёт от Москвы и Питера лет на десять.

По материалам ВЦИОМа и telegram-канала «Толкователь» (https://t.me/tolk_tolk) подготовил Игорь ПАНАРИН, фото интернет-ресурсов