Арктика превратилась в зону особого риска из-за халатности и беспечности предприятий, компаний, их руководителей и чиновников

В апреле 2019 года на V-ом Арктическом форуме президент России Владимир Путин поделился тревогой и озабоченностью из-за наступления глобального потепления, которое особенно пагубно сказывается на состоянии Арктики и фактически является угрозой для региона. За год, ситуация не только не улучшилась, но и еще более усугубилась, так как в конце мая текущего года произошла утечка 20 000 тонн дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, что стало самой крупной техногенной экологической катастрофой в Арктике. Арктика превратилась в зону особого риска из-за халатности и беспечности предприятий, компаний, их руководителей и чиновников.

Арктика превратилась в зону особого риска из-за халатности и беспечности предприятий, компаний, их руководителей и чиновников - фото 1

До сих пор в зоне катастрофы спасатели полным ходом ведут работы по ликвидации последствий разлива топлива. В очистке загрязненной территории участвуют около 500 человек и более 200 единиц техники, 9 воздушных судов. Ситуация находится под пристальным контролем президента страны, федеральных органов власти, экологов и общественности.

По последним данным оперативного штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Норильске, с поверхности реки Амбарной и прилегающих к ней отстойников собрано почти 33 тыс. кубометров водно-топливной смеси. Из аварийной зоны вывезено около 128,7 тыс. тонн загрязненного грунта. Сорбентом обработано 86 километров береговой линии, в целом же площадь обработанной территории достигала 75,4 километра, сообщают представители штаба.

Еще до конца не определен масштаб ущерба, но, по оценкам главы «Норникеля» Владимира Потанина, он составляет в 10 млрд рублей. Вполне вероятно, что ущерб, нанесенный природе, может быть гораздо больше.

Положение Арктического региона, оказавшегося заложником и глобального потепления и техногенных катастроф, выявила, по мнению ряда экспертов, парадоксальность сложившейся ситуации. Дело в том, что Арктическая экология требует не консервации проектов, а наращивания усилий по освоению северных территорий. Только делать это необходимо по новым стандартам и технологиям.

По словам Василия Богоявленского, заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН, член-корреспондента РАН и доктора технических наук, экологии Арктики с советских времен уделялось мало времени, некоторые нефтегазовые объекты остались заброшенными, без всякой консервации. Техногенные аварии на Севере неоднократно случались и приводили к особенно тяжелым последствиям. Среди масштабных катастроф он называет крупный разлив нефти (свыше 100 тысяч тонн), который произошел в 1994 году из нефтепровода Харьяга — Усинск в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. И последствия которого, по словам ученого, до сих пор не ликвидированы. Такие же аварии происходили и за пределами Севера России. Самый известный пример — авария на танкере компании Exxon «Exxon Valdez», которая случилась в марте 1989 года. В море тогда вылилось около 260 тыс. баррелей нефти и было загрязнено около 2 тысяч километров береговой линии. И там до сих пор ведется очистка территории.

По мнению доктора экономических наук Ирины Филимоновой, заведующей Центром экономики недропользования нефти и газа ИНГГ СО РАН, загрязнение окружающей среды в арктической зоне, а также глобальное изменение климата сильно влияет на этот регион, который в силу его климатических особенностей требует значительного времени для восстановления экосистемы. Это в свою очередь «ведет к сокращению биоразнообразия, загрязнению токсинами грунтовых и подземных вод, более сильному прогреванию почвы и ускоренному таянию вечной мерзлоты, дополнительному поступлению метана в атмосферу».

По мнению представителя Greenpeace Russia Василия Яблокова, нефтегазовый сектор страны сложно назвать ответственным по отношению к природе. Некоторые компании тратят значительные средства на природоохранные мероприятия, но они в очень небольшой степени покрывают тот ущерб, который наносят своей деятельностью окружающей среде. «10 тысяч аварий на трубопроводах (по официальным данным ЦДУ ТЭК) — это мировой рекорд, в других странах разливов допускается значительно меньше. Аварии приводят к загрязнению почвы и водных объектов — прямому уничтожению экосистем, к загрязнению воздуха», — заявил эколог. Нельзя давать послабления компаниям по вопросам охраны окружающей среды, а необходимо ужесточать государственные требования к экологическим аспектам освоения нефтегазовых ресурсов, отмечает Василий Яблоков и подчеркивает, что законодательство в этой области все еще остается несовершенным, так как компаниям чаще всего удается уходить от полной финансовой ответственности за причиненный окружающей среде ущерб, также помимо этого штрафы за экологические правонарушения являются одними из самых низких в административном и уголовном кодексе…

Экологический активист также считает, что одной из основных причин аварийности на промышленных объектах является низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные или не соответствующие техническим требованиям используемые комплектующие, запасные части и материалы».

Вместе с тем, Ирина Филимонова из ИНГГ СО РАН считает, что в последние годы появилась новая категория „зелёных» инвесторов, что способствует повышению экологической ответственности компаний отрасли. «Наши исследования подтвердили зависимость капитализации нефтегазовых компаний от так называемого „зелёного» фактора, т. е. участия компаний в рейтингах экологической ответственности», — сообщила И.Филимонова.

Проблем много, но выходить в Арктику все же необходимо, считает Владимир Пушкарев, заместитель председателя комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, но делать это надо, по мнению депутата, с соблюдением экологических мер на особом уровне, новых регламентов в отношении повышения безопасности и надёжности нефтегазовых проектов в Арктике, во вложениями в науку по развитию региона.

Эксперт «ЭкоГрада» и директор ВНИИ «Экология» Иван Стариков в интервью Главному редактору журнала «ЭкоГрад» Игорю Панарину также отметил, что экологическую катастрофу в Норильске следует рассматривать как опыт для построения новых правил работы, условий поведения и ведения хозяйственной деятельности в Арктике. Причем новые правила должны быть составлены и заявлены на международном уровне. И об этом также говорил глава государства Владимир Путин на совещании, посвященном чрезвычайной ситуации на ТЭЦ-3 в Норильске, где он отметил, что целесообразно на законодательном уровне внести понятие «управление надежностью и безопасностью объектов критической инфраструктуры», разработать систему предупредительного мониторинга, чтобы в дальнейшем обезопасить себя от таких катастроф.


Экологическую катастрофу в Норильске следует рассматривать как опыт для построения новых правил в Арктике

И вот, на фоне рапортов президенту страны о том, что удалось преломить ситуацию в зоне ЧС, что второй этап операции по ликвидации последствий аварии на ТЭЦ-3 в Норильске подходит к концу, и что основной объем разлившегося топлива собран, пришла еще одна неприятная новость — из резервуара на дизельной электростанции в Якутии в селе Аргахтах вылилось дизельное топливо. По предварительной информации, в почву вытекло около 4 тонн топлива, а также через грунт оно попало в реку Алазея. Колымский следственный отдел СУ СКР по Республике Саха (Якутия) возбудил уголовное дело по факту порчи земли (ч. 1 ст. 254 УК РФ).
При этом, общий объем резервуара составляет 160 тонн — оставшееся топливо сотрудники электростанции успели перекачать из поврежденного резервуара в запасные емкости. В данный момент проводится работа по рекультивации почвы в районе разлива топлива.

В связи с очередным разливом дизтоплива Минэнерго и Ростехнадзор приняли решение о пересмотре норм и условий хранения топлива на электростанциях и планируют внести изменения, чтобы не допустить в дальнейшем аварий с загрязнением почвы и водных ресурсов, сообщает пресс-служба Минэнерго.

Возникает закономерный вопрос – что еще должно неординарного произойти в энергетической отрасли, чтобы вопрос экологической безопасности и охраны окружающей среды стал первоочередным для компаний и предприятий данной отрасли? Надеемся, что произошедших техногенных катастроф вполне достаточно, чтобы пришло это осознание и ответственность перед природой, обществом и государством.

Подготовил Тимур Адыгезалов

Источник: ЭкоГрад