Внедрение электромобилей в Москве – первый опыт и первые вопросы к инициаторам реформы

На видео выступление главного эколога Москвы Антона Кульбачевского на Петербургском международном экономическом форуме. Кульбачевский рассказал о собственном анализе первого опыта внедрения электротранспорта в мегаполисе. По словам эколога, в процессе проведения реформы обозначились новые вопросы к её инициаторам и новые вызовы, но останавливаться на половине пути не следует. Также, отметил Антон Кульбачевский, при построении долгосрочных планов по электрификации городского транспорта имеет смысл обратить внимание на отечественного производителя, например, продукцию концерна КамАЗ.

 

Москва признанный лидер по части электрификации городского транспорта. Как сообщается на сайте Мэра Москвы Сергея Собянина, Переход на электромобили приведет к ощутимому сокращению вредных выбросов в атмосферу. Чтобы на улицах появилось больше электромобилей, в Москве будет развернута сеть специальных зарядных станций.

 

Переход на электромобили приведет к ощутимому сокращению вредных выбросов в атмосферу

 

Сергей Собянин: «90% экологических проблем Москвы связаны не с фабриками и заводами, а с миллионами автомобилей, которые ежедневно выезжают на улицы города. Изменить ситуацию к лучшему можно через переход на более экологичное топливо, машины и двигатели. Но кардинально повлияет на экологическую ситуацию только полный отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили»

 

Новая комплексная электроинфраструктура в Москве ускорит развитие одновременно нескольких видов электротранспорта.

Строящиеся транспортные узлы упростят и ускорят передвижение по городу: на них люди смогут пересаживаться с одного транспорта на другой, подзаряжать электромобили, брать напрокат электровелосипеды и электросамокаты.

Планируя сеть ЭЗС, город опирается на исследования и учитывает пожелания жителей.

Департамент транспорта города Москвы проанализировал, где люди чаще всего берут и сдают автомобили каршеринга, опросил управляющих крупных торговых сетей, бизнес-центров и компаний-девелоперов, изучил обращения граждан.

Сейчас пользоваться электрокаршерингом можно по всей Москве, но завершать аренду следует в пределах Третьего транспортного кольца. Благодаря появлению новых зарядных станций заканчивать поездки можно будет на всей территории города.

ЭЗС также появятся в местах, где удобно заряжать коммунальную технику — она тоже постепенно переходит на электрическую тягу.

К 2023 году зарядные станции появятся в центре, жилых районах Москвы, на вылетных магистралях, около торговых и бизнес-центров. Большинство из них появится в местах, где люди чаще всего проводят время: возле торговых и деловых центров, у кафе и продуктовых магазинов, возле жилых домов. ЭЗС будут установлены по направлению движения из центра, чтобы водителю было удобно зарядить электромобиль по пути домой накануне следующего рабочего дня.

 

Напомним, как уже сообщалось ранее, в 2021 году Минэкономики РФ сформировало первые параметры концепции развития электротранспорта в РФ общей стоимостью более 400 млрд руб.

 

 

Правительство РФ заложило крайне оптимистичные цели по росту доли электромобилей с 0,1% до 15% рынка в 2030 году. Параллельно власти хотят ограничивать импорт, увеличивая «утильсбор» и требуя обязательной локализации батареи и мотора. То есть, считают эксперты «ЭкоГрада», по сути, речь идет о поддержке КамАЗа — единственного концерна в РФ, у которого есть образец легкового электромобиля. При этом непонятно, как идеи развития электротранспорта совмещаются с другим все более модным у государства направлением — продвижением техники на водороде.

 

Презентация Минэкономики — «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах» — разработана рабочей группой при министерстве. Согласно документу, до 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета предполагается потратить 31,3 млрд руб. Общий бюджет программы до 2030 года — 418 млрд руб., из них 153,5 млрд руб. из бюджета и внебюджетных фондов. Программу будет выполнять национальный консорциум, который возглавит КамАЗ (другие автоконцерны в презентации не упоминаются). Кстати, КамАЗ в декабре 2020 года представил экспериментальный образец легкового электромобиля «Кама-1».

 

В настоящее время, по мнению экспертов, рынок электромобилей в РФ почти отсутствует (их продажи составили 0,1% от общих в 2020 году). Но уже в 2022 году доля приобретаемого в РФ электротранспорта может составить 1,7% от рынка в 1,8 млн машин, к 2030 году — 15% (при рынке в 2,5 млн штук), а общий парк электромобилей достигнет 1,5 млн штук.

 

В качестве пилотных регионов выбраны Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и Сочи (как города-курорты с потенциалом развития «электрокаршеринга»), Калининград (как город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы») и Казань (в рамках развития трассы М12). В этих городах будут разработаны программы развития инфраструктуры, предполагается ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг». В Москве бесплатный паркинг для электромобилей уже действует.

 

Для электромобилей до 2024 года, по планам Минэкономики, нужно более 20 тыс. зарядных станций, на что потребуется 37,7 млрд руб., из которых 40% из федерального бюджета (13 млрд руб.), 10% — из средств регионов (3,2 млрд руб.). Инфраструктура будет создаваться из расчета минимум одна станция на десять электромобилей (в населенных пунктах) или на 100 км (для федеральных автодорог). Число зарядных станций к 2030 году вырастет до 150 тыс. штук.

 

Так же в кулуарах властных коридоров ходят устойчивые слухи о том, что импорт электромобилей в РФ может быть ограничен. Предполагается ежегодный дополнительный рост «утильсбора» на них с 2024 года (конкретный размер не обозначен). Чтобы его избежать, автоконцернам, как и в случае с обычными машинами, нужно заниматься локализацией. К 2027 году должны быть обязательно локализованы батарея и электродвигатель.

 

Внедрение электромобилей в Москве – первый опыт и первые вопросы к инициаторам реформы - фото 2На КамАЗе считают, что для развития электромобилей «очевидна необходимость поддержки от правительства РФ», а «софинансирование со стороны государства может иметь значительный эффект для экономики РФ. Опыт внедрения электробусов в Москве показал, что страна готова к переходу на низкоуглеродный транспорт и КамАЗ видит в себе «определенный задел и опыт, чтобы стать лидером в национальной легковой электромобильности, разработать и освоить российский электромобиль». Запуск серийного производства намечен «примерно на 2024 год».

 

Между тем электромобили — не единственный приоритет, выбранный для развития автопрома. По поручению вице-премьера Юрия Борисова Минпромторг до конца года обязался разработать концепцию производства машин с низким углеродным следом. Министерство рассказывало, что в ее рамках будет определено, какие виды транспорта будут производиться, какие компоненты будут локализованы в РФ (водородные топливные элементы, электросиловая установка, системы управления и т. д.). Глава Минпромторга Денис Мантуров, к слову, заявил о планах с 2030 года обязать производителей продавать определенную долю зеленого транспорта, в том числе машин на водороде и природном газе. А президент Владимир Путин поставил задачу к 2023 году создать в стране городской автобус, работающий на водородном топливе, чем уже занялся тот же КамАЗ.