Страны БРИКС намерены развивать экологическое сотрудничество

27 ноября в Москве в формате научно-практической конференции состоялась стратегическая сессия «О реализации мегапроекта «Экологическая платформа БРИКС+» в которой приняли участие с докладами более 40 ведущих ученых России, обсудивших правоприменение и возможности межгосударственного сотрудничества в рамках БРИКС по реализации природоохранных проектов. Все прозвучавшие выступления заслуживают интереса и внимания национальных правительств и будут рассматриваться на соответствующих уровнях

Ниже приводятся краткие тезисы и текст доклада на конференции председателя Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» А.К. Веселова на тему «Современные правовые и практические проблемы управления отходами производства и потребления в РФ и механизмы международного сотрудничества в данной сфере»
1. О реформе управления отходами в России
Зашла ли мусорная реформа в тупик за 6 прошедших лет.? В.И.Матвиенко официально заявляет о провале этой реформы и в связи с этим Правительство РФ создало при Минприроды РФ федеральный штаб по корректировке законодательства по обращению с отходами, а регионы создали соответствующие Рабочие группы.
Темпы мусорной реформы замедляются, ряд направлений стагнирует, в частности , внедрение РСО, крайне слабо развивается отходопереработка,недостаточно применяются льготы и преференции . установленные ст. 17 ФЗ «Об ООС» и ст. 24 ФЗ «Об отходах», имеет место экологическая протестная активность населения в отношении объектов захоронения отходов, хотя именно захоронение исключено из приоритетов государственной политики, отмечается рост объемов накопленного экологического вреда и т.д.

2. Адекватность действующего законодательства
Искусственно разделены потоки отходов в законодательстве: выделено в отдельное регулирование обращение с отходами 1-2 классов опасности и обращение с ТКО, хотя эти потоки частично пересекаются в составе и регулируются единым федеральным законом. Созданы два государственных регулятора ППК РЭО и ФГУП ФЭО, не имеющих механизмов взаимодействия между собой и с Росприроднадзором.
Рынок обращения с отходами 3-4 класса не имеют государственного регулятора в РФ , а самый объемный 5 класс опасности отходов вообще не лицензируется.
В РФ зарегистрировано в ФГИС ОПВК более 33 тысяч предприятий-образователей высокоопасных отходов, выдано более 900 лицензий на обращение с отходами 1-2 классов опасности, из них зарегистрировано только около 200. Куда идут высокоопасные отходы от оставшихся 700 лицензиатов и кто их контролирует?
Предприятиями -отходообразователями практикуется занижение объемов образования опасных отходов и классов их опасности

3.Цели и практика мусорной реформы
7 мая 2024 года Глава государства определил целевые показатели и задачи для национальной цели «Экологическое благополучие» на период до 2036 года.
В 2030 году в России 100% твёрдых коммунальных отходов должны проходить сортировку, а на захоронение направляться не более чем 50%. При этом формирование экономики замкнутого цикла должно обеспечить вовлечение в качестве вторичных ресурсов и сырья не менее 25% отходов
производства и потребления. А сегодняшний день в регионах построены 250 объектов обращения с ТКО. Кроме того, уже началось проектирование и строительство восьми экотехнопарков, из них шесть планируется завершить в 2024 году (в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.
Ещё два экологических показателя, установленных Президентом, должны быть достигнуты к 2036 году — утилизация и обезвреживание не менее 50% отходов I и II классов опасности Проектируется и строится 7 ПТК силами ГК «Росатом»

4.Предложения
вменение в функции региональных операторов ТКО в РФ приема и вывоза всех видов отходов, образующихся в селитебной зоне (при пересмотре тарифов и сокращении расстояния перевозки ТКО), а также передача контейнерных площадок в безвозмездное пользование или аренду регоператорам ТКО;

наличие в каждом субъекте федерации не менее двух региональных операторов ТКО в целях сохранения конкуренции их взаимозаменяемости и сохранения малого бизнеса и конкурентного открытого рынка отходов;

введение в действие экономических стимулов для РО ТКО по внедрению систем раздельного сбора отходов;

возложение на ОМСУ обязанности по организации системы раздельного сбора ТКО и вторичных ресурсов на территории муниципалитета, включая сбор офисной и бытовой техники;

перевод отрасли обращения с отходами на механизмы саморегулирования (ФЗ «О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ», включая перевод на допуски СРО обращения с 5 классом отходов
рассмотрение и принятие федерального закона об обращении со строительными отходами и отходами от разборки зданий и т. д.

5. Межгосударственное сотрудничество в данном сфере
Правовая основа — Базельская конвенция о трансграничном перемещении отходов, Стокгольмская конвенция по СОЗам, Минаматская конвенция по ртути , Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле , Орхусская конвенция о доступе к экологической информации и др. Направления сотрудничества в сфере обращения с отходами в рамках БРИКС: обмен наилучшими доступными технологиями и соответствующим оборудованием, интеграция по отдельным видам отходов и вторичных ресурсов, информационно-научный обмен. К примеру предлагается город Уфа как место проведения научно-практической конференции стран БРИКС по переработке отходов горно-рудной промышленности ( в Башкирии таковых (неперарабатываемых пока ) накопилось 2 млрд кубометров).

А.К. Веселов 27.11. 24 . Москва

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON