Нацпроект «Экологическое благополучие»: Верхи хотят, низы могут

В общественном экологическом движении России появилось мнение, что   федеральный центр   взял осторожный курс на   коренную перестройку дела охраны   природы в стране. Общеизвестен тезис: «Кто владеет информацией — тот владеет миром»,  то есть информация   имеет   первостепенное значение для     решения проблем мироустройства и организации жизни   местных сообществ, основой для которых является   природная среда

Охрана окружающей среды, природопользование и экологическая безопасность   — это единая всеобъемлющая   сфера, наиважнейшая   для    всего населения, для   развития   государства. Но без   обеспечения населения   экологической информацией   российскому государству и обществу   ни за что не решить проблему вовлечения     основной   массы населения в жизненно   необходимую природоохранную деятельность. Простой пример: раздельного сбора       коммунальных отходов (вторичных ресурсов) у нас никогда не будет, пока   почти все население не   будет это делать у   себя   в квартирах. Почему, к примеру, в Германии   имеет место высокий   уровень экологической культуры населения и   предприятия остерегаются     нарушать природоохранное законодательство? Да потому, что развит и поддерживается государством массовый общественный экологический контроль. А что у нас   в России с этим?   Почему   ВЕРХИ ХОТЯТ иметь эффективную   природоохранную политику, НИЗЫ   могут   включиться в эту работу, но делается   мало и не всегда добросовестно, как   показала , в частности,   проверка   депутата Государственной Думы Жанны Рябцевой результатов исполнения программы   «Оздоровление Волги» .   Кто   саботирует и на каком уровне реализацию федеральный   природоохранной политики?   Очевидно — это     уровень субъектов   федерации, где, как правило,   именно экологическая политика   задвинута на   задний план (есть и исключения в отдельных регионах).

По инициативе Президента РФ     в   федеральный закон «Об охране окружающей среды» введена статья 4.3   о   полностью открытом доступе к экологической информации, которая должна быть полной, своевременной и достоверной. Однако, за проведшие   три года действия этой статьи   процесс пошел,   увы, в обратном направлении и в ряде регионов   органы охраны природы (в первую очередь теруправления Росприроднадзора) почти полностью закрыли   информацию о результатах   своей деятельности,   информационно захлопнулась  от   населения   государственная экологическая экспертиза, общественные организации   оказались ограничены в экологическом контроле и проведении общественных экспертиз, в учете общественного мнения   при размещении опасных объектов и т.д.

А   сама   экологическая информация (которую далеко не всегда   можно назвать своевременной, достоверной и полной)   доводится   до населения в основном в государственных докладах   спустя почти год после отчетного периода.

Эта тема   тоже обсуждалась   Президентом РФ В.В. Путиным 5   декабря 2024 года на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, включая нацпроект «Экологическое   благополучие»

Обозначив главные цели, Президент  отметил, что   нельзя прикрываться нынешними сложностями при принятии решений в экологии, нужно смотреть на обязательства перед людьми, и предостерег исполнителей от соблазна обмана и манипулирования цифрами.

Владимир Путин вновь подчеркнул роль экологической ситуации   и   природоохранного бизнеса для гармоничного развития городов и сел: «Добавлю, что показатели нацпроектов должны отражать планируемый результат, то есть насколько в реальности улучшится тот или иной параметр социально-экономического развития. Например, городская среда и экологическая обстановка, какие появятся дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса и так далее и тому подобное». Проводниками   этой   политики , помимо   всей   вертикали власти,   должны выступать экспертные   организации и   предпринимательские сообщества,   межведомственные рабочие группы.

«Вместе с тем нужно постоянно держать обратную связь с гражданами, выявлять проблемы на местах, чтобы вовремя корректировать нацпроекты, вносить в них изменения и дополнения исходя из реальной картины. Повторю: именно мнение граждан имеет ключевое значение. Национальные проекты должны на деле решать проблемы российских семей, вести к повышению качества жизни людей во всех регионах.

Эти   слова   Президента   России направлены на   будущий   нацпроект «Экологическое благополучие», который стартует с 2025 года, но     необходимо   учесть и все ошибки   предыдущего   проекта «Экология». Так вызывает много вопросов   реализация пункта 4.10 выполненного   проекта, где отмечено   создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, обеспечивающей всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и населения достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений.

Конечно,   формально этот пункт   выполнен, приняты соответствующие   нормативные акты,   создана система, но в ней , к сожалению,   не реализованы   указанные критерии   своевременности, полноты и достоверности, и причина этого   кроется в   низкой эффективности   государственного экологического надзора и   росте   скрытой криминогенности (коррумпированности)   этой   важнейшей   для государства и населения сферы правоотношений.

Однако , возвращаясь   к теме     значения   экологической информации,  нельзя не отметить, что Президент дал конкретное задание для экологических СМИ: «В этой связи нужно подробно, а главное, в доступной форме информировать граждан о целях, задачах и показателях, на которые, что называется, заточены нацпроекты. А все они, как уже говорил, построены вокруг человека, интересов российских семей. 

Но в   нынешней   ситуацией в регионах России     вряд ли   возможна реализации этой   установки Президента, поскольку такая работа   независимых   экожурналистов и СМИ встречает   местами ожесточенное сопротивление со стороны   организованных криминальных сообществ и   поддерживающих их отдельных   чиновников, которое   выливаются и  в   судебные процессы против журналистов.

Так , к примеру, Верховный   суд Республики Башкортостан   встал на сторону   одиозного   псевдообщественного   деятеля, который, видимо, в   погоне за « хайпом»   провозгласил в своем интервью   государственному СМИ, что в   Башкирии     качество   атмосферного воздуха   никем не   контролируется   от слова вообще и     высказал еще ряд абсолютно некомпетентных     высказываний. В ответ, получил от     профессионального экожурналиста     отповедь   в жанре фельетона, что и послужило   предметом иска в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации   данного   «общественного» защитника,   работающего   на   интересы местного недобросовестного (мягко выражаясь) мусорного бизнеса и имеющего к тому же   судимость и свидетельства о     ряде   антиобщественных   поступков,   что и было представлено в материалах судебного дела. Суд первой инстанции     отказал истцу в удовлетворении иска,   но вот   апелляционная инстанция   приняла   абсолютно парадоксальное решение о вине экологического журналиста, не исследовав     представленные им документы и доводы, и фактически признала   истца «общественным деятелем» и     экспертом в сфере экологической безопасности. Это создало   первый в России   судебный прецедент, в том числе   по запрету критики в жанре фельетона безграмотных и   порочащих природоохранную деятельность     публичных недостоверных высказываний   отдельных дилетантов, претендующих на статус   общественного эксперта.

Суд    по непонятным причинам   уклонился от рассмотрения   дела   с точки зрения защиты прав журналиста, действующего в интересах общества , государства и экологического движения.

Впереди рассмотрение   кассационной жалобы Верховным судом России, но   нужно отметить, что такие случаи в   стране не единичны, поэтому   выполнение   поручения Президента   РФ  в части   распространения  объективной     информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране   встретит   серьезные трудности и даже сопротивление   со стороны отдельных   чиновников среднего уровня управления.

А.К. Веселов .08.12.24